Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России был представлен перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Чего ждут от ведущих университетов?
Задача «пробиться» в мировые рейтинги была поставлена президентом перед вузами еще в 2012 году, и сейчас эта цель в значительной степени достигнута. Но если раньше фокус внимания был сосредоточен на том, чтобы стать видимыми в мире, то сейчас перед ведущими университетами стоят и другие задачи, отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Поскольку государство вложило в эту группу вузов значительные инвестиции, и они работают лучше, чем средний российский вуз, теперь они должны способствовать подъему отечественной высшей школы в целом, повышать качество школьного образования, развивать науку и инновации.
Заместитель председателя Правительства России Татьяна Голикова подчеркнула, что на ближайшее десятилетие задача дальнейшего роста международной конкурентоспособности российского образования сохраняется. Нужно расширить наше присутствие в мировых рейтингах, в том числе по тем направлениям, по которым пока не удалось добиться успеха. Для этого будут созданы центры компетенций в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, биотехнологии, клиническая медицина, урбанистика и архитектура, дизайн и коммуникации. При оценке эффективности работы ученых целесообразно учитывать не только общие базы данных публикаций (Web of Science и Scopus), но и отраслевые базы, а также отраслевые рейтинги, которым мы пока не придавали значения, – сельскохозяйственные, медицинские и другие.
«С помощью ведущих университетов, их кадров, науки, которая там развивается, мы должны внести существенный вклад в кадровое обеспечение нашей экономики», — добавила Татьяна Голикова. С 1 января 2019 года начнется реализация национальных проектов, и сейчас продолжается обсуждение их содержания и объемов финансирования. От представителей Ассоциации «Глобальные университеты» правительство ждет предложений для национальных проектов «Образование» и «Наука».

Что предлагают ректоры?
Участники общего собрания ассоциации предложили, в частности, разработать программу формирования национальных исследовательских сетей, в основе которой – сотрудничество вузов, имеющих сильные научные школы, с региональными вузами, имеющих задел в том же предметном направлении. Эта программа позволит России войти к 2024 году в топ-5 стран-лидеров по научным исследованиям, как это предусмотрено в майском указе Президента России, считает Ярослав Кузьминов.
В рамках сотрудничества ведущих университетов с региональными также предлагается открывать сетевые образовательные программы. Речь не идет о том, чтобы студенты в регионах переходили на онлайн-курсы, записанные профессорами ведущих университетов. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, вопрос формы в данном случае вторичен: главное – чтобы у вузов развивались сетевые отношения и чтобы головной университет брал на себя ответственных за качество преподавания основных дисциплин.
С 2020 года предлагается выделять гранты вузам и научным институтам, привлекающим на работу ведущих российских и зарубежных ученых с высокими научными результатами, включить ведущие отраслевые университеты в состав исполнителей государственных программ развития отраслей в части прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Ярослав Кузьминов считает необходимым создавать специальные учебно-научные центры интернатного типа на базе глобальных университетов по модели СУНЦ МГУ, а ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов – лицеи при вузах в крупных городах по модели НИУ ВШЭ и МИФИ.

Что будет с аккредитацией?
Участники общего собрания также обсудили перспективы перехода на новую модель аккредитации в высшей школе.
По мнению Татьяны Голиковой, бинарный подход к оценке качества, когда вуз или получает аккредитацию, или не получает, нужно пересмотреть. Ведь очень много претензий предъявляется к качеству экспертов, которые оценивают соответствие вузов установленным требованиям. В том, что среди экспертов оказываются не лучшие представители вузов, есть и вина ректоров, считает заместитель председателя правительства.
Как заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, в общем образовании единая система оценки качества уже создана, и можно точно сказать, в какой школе учат хорошо, а в какой плохо. В высшем образовании удалось избавиться от некачественных вузов и образовательных программ, но инструменты, позволяющие судить о качестве образования в том или ином вузе, еще предстоит создать. «Мы заинтересованы в совместной работе с Ассоциацией «Глобальные университеты», Министерством науки и высшего образования России, региональными вузами, чтобы выстроить новую систему аккредитации и обеспечить качественное образование каждому студенту в каждом вузе», — подчеркнул Сергей Кравцов.
Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков предложил начать эксперимент по новой модели аккредитации с вузов, которые уже доказали свою состоятельность. «Считаю, что в условиях глобальной цифровизации от архаичных инструментов контроля нужно постепенно уходить. Любой университет является генератором большого количества цифровых данных, на их основе нам нужно настраивать систему перманентного мониторинга качества реализации образовательных программ. Государство закупает на рынке определенные услуги и нам нужна система постоянной оценка их качества. Для начала возможен эксперимент в ограниченном кругу организаций, которые доказали свою состоятельность, а в дальнейшем можно говорить о масштабировании».
Предлагается трехуровневая модель аккредитации.
Первый уровень – базовая аккредитация, которая выдается и отзывается вместе с лицензией для бакалаврских программ, реализуемых через сетевое взаимодействие с другими вузами. Второй уровень – продвинутая аккредитация, в том числе для магистерских программ, выдаваемая после независимой оценки результатов студентов. Третий уровень, дающий право на аспирантуру, – аккредитация ведущего вуза. Она присваивается по результатам независимого аудита и международной экспертизы; для ее подтверждения вузу необходимо иметь научные школы и присутствовать в глобальных рейтингах.
«Новый механизм позволит сформировать критерии оценки высшего образования, в равной степени понятные абитуриентам, студентам и работодателям, — считает Ярослав Кузьминов. — Кроме того, он создаст стимулы вузам для повышения качества образовательных программ».

Дата публикации: 09.10.2018 17:35
Дата последнего изменения: 09.10.2018 17:35