Помочь словом: как работают университетские кабинеты психологов в пандемию

Образование

«Любой кризис несет в себе не только слом устоев и привычного существования, но и возможности для развития, пересмотра прежнего стиля жизни, возможность создать новые способы справляться с трудностями», – учит нас ведущий психолог Центра практической психологии Северо-Восточного федерального университета Евгения Иванова.   

Можно с уверенностью сказать, что 2020 год войдет в историю как год, когда мы больше обычного боялись за своих близких, беспокоились о здоровье, пытались справиться с экономическими проблемами и вынужденной самоизоляцией. Именно поэтому в этом году как никогда востребованной оказалась работа психологов. В этом материале рассказываем, в каких форматах проходило взаимодействие психологов со студентами и преподавателями российских вузов. 

Справиться с психологической нагрузкой поможет позитивное мышление 

В период удаленного обучения студенты и педагоги ощущают колоссальную психологическую нагрузку и из-за нового формата занятий, и из-за отсутствия персонального общения. «Фильтруйте поступающую информацию, прочитайте книги о сложных ситуациях, в которых герои преодолевали обстоятельства и самих себя; обратитесь к истории. Ведь эпидемия коронавируса – не единственная болезнь, которую переживало человечество, – рекомендует психолог Воронежского государственного технического университета Олеся Анисимова. – Скорее всего, больше всего вас пугает не сам вирус, а возможные последствия. Есть даже такое понятие “нозофобия” – страх заболеть и умереть. Однако в основе любого страха лежит неправильное, деструктивное мышление. Человек неосознанно привлекает к себе ситуации, которых боится. Переключайте свое мышление». 

Задача психологической службы ВГТУ – создать условия, где студенты и преподаватели смогут почувствовать себя комфортно и поделятся своими переживаниями. Для этого в университете используют киноклуб – во время пандемии в режиме онлайн участники смотрят предлагаемый психологом фильм, а затем детально разбирают выбранные эпизоды и делают выводы. Киноклуб – это, прежде всего, дискуссия, способ миропознания, обнаружения собственных границ и границ другого человека. 

Психологическая поддержка оказывается и студентам-участникам проектно-образовательного интенсива, организованного ВГТУ совместно с Университетом 20.35. Так, в рамках работы с ресурсными состояниями, Олеся Анисимова проводит тренинговые занятия по командообразованию. Он призван помочь сформировать такой  психологический командный  климат, который сможет обеспечить создание эффективных проектов, активизировать осознанность стилей работы в командах.

Преодолеть тревогу можно с помощью разговора  

«К психологу обращаются не только в случае переживания тяжелых психологических состояний, но также и в связи с дефицитом общения, с неумением правильно организовать свой день и другое. В качестве проблем, подталкивающих к беседе с психологом, можно привести примеры некоторых цитат: “Времени критически не хватает, из-за чего я ни разу за последний месяц не выспался”; “Режим не просто сбит, он уничтожен”; “Отсутствие общения с друзьями вне соцсетей очень сильно давит”; “Находимся 24/7 в комнате с соседями, каждый день ссоримся по пустякам, раньше такого не было”; “Слишком много ответственности из-за необходимости принимать решения”», – комментирует заместитель руководителя службы социологического и психологического сопровождения (ССПС) учебного процесса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Ирина Бетигер.

В ЛЭТИ в период пандемии служба работала по двум основным направлениям: ответы на часто задаваемые вопросы и индивидуальные консультации. Участники проекта «Студенческое кураторство в ЛЭТИ» собрали вопросы психологического содержания, появившиеся у студентов на фоне возросшей тревоги и психологического дискомфорта. Наиболее острые темы обсуждались в ходе интервью с психологом. В их ряду были: апатия, смертельная скука; тревога, которая перерастает в невозможность выполнения чего-либо; общее угнетенное состояние из-за необходимости постоянно находится дома; стресс из-за неопределенности будущего и непонимания того, что происходит «здесь и сейчас» и т.д. Видеозапись интервью была размещена в социальных сетях и информационной системе СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Второе направление работы – индивидуальные психологические консультации для студентов и преподавателей. В период пандемии сохранилась как традиционная – очная форма консультаций, так появилась и новая – онлайн. 

Обратиться к психологу никогда не поздно 

Проект «Самое время» – инициатива факультета психологии, волонтерского объединения «Psy-служба» Ярославского государственного университета и Региональной ассоциации психологов-консультантов – призван помочь студентам преодолеть сложности, связанные с «дистантом».

За прошедший год психологическое и физическое состояние студентов существенно ухудшилось: появились проблемы, связанные с мотивацией и организацией учебной деятельности, дефицитом учебных и социальных контактов, ограничениями в самореализации, социальной и физической активности. «Наша задача – помочь студентам освоить методы психологической саморегуляции, управления личностными ресурсами, активизации учебной мотивации, самоорганизации, – рассказывает руководитель проекта Надежда Клюева, заведующая кафедрой консультационной психологии, профессор, доктор психологических наук, директор Региональной ассоциации психологов-консультантов. – Кроме того, мы хотим показать, как можно поддерживать физическое здоровье в условия дистанционного образования». 

Проект позволит сформировать в университете поддерживающую среду для студентов, направленную на снижение рисков отчисления, повышение мотивации обучающихся, профилактику и снятие негативных психологических и физических состояний. Участников проекта ждут интерактивные встречи с психологами и специалистами по здоровому образу жизни, психологические марафоны, направленные на освоение умений управления личностными ресурсами и поддержания физического здоровья, индивидуальные консультации психологов.

Экспертное мнение психолога можно узнать из видео 

Для психологической поддержки студентов, преподавателей и сотрудников весной 2020 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) была запущена психологическая платформа дистанционного обучения, развития и поддержки участников образовательного процесса Digital Psy Tech. Платформа объединяет аккаунты в Instagam, Telegram, Youtube. Найти аккаунты студенты также могут через кнопку на официальном сайте СПбПУ. На платформе осуществляется  психологическое консультирование преподавателей и родителей по проблемам индивидуального развития студентов; консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, трудоустройства, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками и др. 

По многочисленным просьбам  студентов и их родителей сотрудники Управления по связям с общественностью СПбПУ запустили новый видеопроект «Экспертное мнение», где представители университета рассуждают на самые актуальные темы и отвечают на волнующие всех вопросы. Первый выпуск посвящен адаптации студентов в общежитиях. 

«За время пандемии спрос на психологическую помощь и поддержку значительно возрос. Обращения поступали от всех участников образовательного процесса, но большая часть все-таки шла от студенток. Это можно объяснить тем, что женщины более открыты к обсуждению сложных вопросов. Но при этом хочется отметить, что мужчины также интересуются обсуждением экзистенциальных тем. С начала пандемии было оказано более трех тысяч консультаций, которые проходили в дистанционном формате. Продолжительность консультаций составляла от 20 до 50 минут. В зависимости от сложности запроса студенты получали консультации, а некоторые проходили длительную терапию. Поддержка оказывалась анонимно с соблюдением всех правил этического кодекса», – отмечает Анастасия Таболина, психолог СПбПУ. 

А как у других? 

В Московском авиационном институте получить бесплатную помощь психолога может любой студент или работник вуза. Специально для иностранных студентов в штате работает психолог, в совершенстве владеющий английским языком. Общение с психологами в период самоизоляции было налажено дистанционно через Skype. Тогда же у психологической службы появилась группа в социальной сети «ВКонтакте», куда специалисты МАИ выкладывали статьи, отвечающие на самые актуальные вопросы: как сохранить отношения на расстоянии, настроиться на дистанционное обучение, совладать с тревогой и т.п. В личных сообщениях группы своими проблемами могли поделиться те, кто не имел возможности общаться по видеосвязи.

После снятия ограничений, вызванных пандемией коронавируса, функции психологической службы МАИ предполагается расширить. Помимо индивидуальных консультаций планируется начать проведение групповых мероприятий: семинаров, лекций, тренингов, способствующих развитию коммуникативных навыков, достижению согласия с собой, повышению мотивации к учебе и сохранению общего позитивного эмоционального фона как среди студентов, так и среди сотрудников университета.

Психологический центр Дагестанского государственного университета «Пси-фактор» на безвозмездной основе помогает справиться с любыми сложностями и состояниями всем желающим. За психологической помощью в центр в пик пандемии обратилось более 200 человек, преимущественно студенты и преподаватели ДГУ, жители Махачкалы, Каспийска, южного Дагестана, Кизилюрта и Буйнакска. Средства коммуникации самые разные: мессенджеры, звонки и видеосвязь.

«Чаще всего в центр обращаются за помощью взрослые люди от 35 до 60 лет, обеспокоенные ситуацией, здоровьем своим и своих близких. Жалобы связаны с рецидивами невротических расстройств, панических атак, а также с ситуацией, связанной с необходимостью находиться в ограниченном пространстве со своими детьми и родственниками. Это приводит к напряжению, проявляются старые психологические "болячки"», – говорит директор психологического центра ДГУ «Пси-фактор» Арсен Джабраилов.

На сайте СГТУ имени Гагарина (на страничке психолога) размещена информация о телефонах доверия и горячих линиях психологических служб, которыми можно воспользоваться  для получения бесплатной  дистанционной психологической помощи. Здесь также доступны методические материалы, содержащие дополнительную информацию о способах снижения тревожности, контроля стресса и сохранения продуктивности для студентов, подростков, родителей, разработанные психологами Московского государственного психолого-педагогического университета – ведущими специалистами  в оказании кризисной психологической помощи.

«Во время пандемии и по настоящее время запросы поступают разные, связанные с мотивацией, самооценкой, увеличились запросы, касающиеся тревожного состояния человека. В сложное эпидемиологическое время, в первую очередь, нужно лимитировать поступающую информацию, касающуюся непосредственно коронавирусной инфекции, и ссылаться только на достоверные источники. При возникновении чувства тревоги необходимо обратиться за помощью к специалисту. Тревога – состояние, когда ресурсы человека мобилизуются для преодоления какой-то проблемы: меняется гормональный фон, мышечное напряжение. Состояние тревоги истощает наши ресурсы, поэтому лучше гормоны стресса отработать физически: спортивные упражнения, нагрузки. Планирование дня также поможет сохранить здоровое эмоциональное и психологическое состояние», – рассказала Елена Барябина, психолог, кандидат социологических наук, доцент СГТУ имени Гагарина Ю. А.

В апреле 2020 года Томский НИМЦ запустил бесплатную «горячую» линию по психологическому консультированию. «Телефонная линия была призвана помочь томичам справиться с возможными негативными последствиями самоизоляции, – комментирует директор Томского НИМЦ, член-корреспондент РАН Вадим Степанов. – Консультации оказывали квалифицированные специалисты НИИ психического здоровья Томского НИМЦ: практикующие психологи, психотерапевты».   

На сегодняшний день специалисты НИИ психического здоровья оказали более 500 консультаций жителям Томской области, позвонившим на телефон «горячей» линии. В 2021 году эта работа будет продолжена. Консультации по бесплатному номеру телефона 8-800-250-81-91 проходят ежедневно с 8:00 до 20:00.

Читать также