Вуз – школе

Фото Астраханского государственного университета

Профориентация – одна из важнейших составляющих повседневной деятельности вузов. Сегодня университеты используют самые разные форматы работы со школьниками: от специализированных школ до фестивалей и мастер-классов. О современных и нестандартных проектах, которые вузы готовят для школьников и вместе с ними, – в нашем материале.  

Школы и образовательные программы

вгту.jpg

В Школе юного юриста при Юридическом институте Дагестанского государственного университета старшеклассники изучают законы, готовятся к сдаче ЕГЭ и вступительным экзаменам, а также к участию в олимпиадах и творческих конкурсах. Знания основ гражданского, конституционного, уголовного, административного и других отраслей права они демонстрируют на практических занятиях: деловых играх, разборах ситуаций и мастер-классах. 

Учителями выступают опытные преподаватели ДГУ, аспиранты и студенты старших курсов ЮИ. Школа юного юриста ежегодно проводит республиканские конкурсы и олимпиады по праву среди школьников и студентов средних специальных образовательных учреждений. 

Для учащихся педагогических классов на базе Воронежского государственного технического университета  реализуется образовательная программа, состоящая из модулей: «Введение в педагогическую профессию», «Психолого-педагогический практикум», «Тайм-менеджмент педагога», «Электронная дидактика». Для школьников проводят психодиагностические занятия, способствующие самопознанию, выявлению и развитию педагогических способностей, тренинги саморазвития и личностного роста и мастер-классы преподавателей ВятГУ. 

«После девятого класса я твердо решила, что хочу связать свою жизнь с педагогикой и работой с детьми, поэтому выбрала именно педагогический класс. Подавая документы, я еще не совсем представляла, как будет проходить обучение, но школьная жизнь оказалась гораздо интереснее и насыщеннее, чем я думала. Кроме школьных уроков мы посещали Вятский государственный университет, проходили практику в школе, наблюдали за работой педагога и даже пробовали себя в этой роли. Тогда я еще не предполагала, что учеба в педагогическом классе так укрепит мое желание работать с детьми. Мы с огромным удовольствием изучали новые для нас дисциплины и участвовали во всех олимпиадах по педагогике и психологии, все больше раскрывая свой потенциал. Так, я успешно выступила на Всероссийской олимпиаде по педагогике в Ярославле, получив ценный опыт общения с учащимися педагогических классов России», – рассказывает студентка ВятГУ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», «Логопедия» Юлия Мошонкина. 

В 2019 году открылся Предуниверсарий Московского авиационного института – аккредитованная Рособрнадзором школа для учеников 8–11-х классов в системе вуза с упором на технические дисциплины и практическую работу. Школьники не только углубленно изучают профильные предметы, но и реализуют свои проекты в маёвских лабораториях на высокотехнологичном оборудовании, доступа к которому нет в обычных школах. Выпускникам Предуниверсария МАИ выдаются аттестаты государственного образца.

«МАИ входит в число немногих университетов Москвы, помогающих выстроить непрерывную образовательную траекторию ещё со школьной скамьи, – подчеркивает проректор по стратегическому развитию МАИ Александр Шемяков. – Комплексная система работы со школьниками позволяет университету выявлять и привлекать талантливых ребят, которые в будущем станут лидерами индустрии и высоких технологий».  

Проекты со школьниками и для школьников 

итмо.jpg

Крымский федеральный университет разработал инновационный проект для привлечения в вуз талантливой молодежи – «Моя будущая профессия с КФУ им. В.И. Вернадского». Конкурс представлен в двух форматах: интеллектуальном и творческом. Его цель – расширение знаний школьников в различных областях профессий и подготовка к осознанному выбору будущей специальности. Участники должны были записать короткие видео о себе и выбранной профессии, написать эссе о карьере своей мечты и принять участие в Хакатоне, на котором команды вместе с менторами разработали долгосрочные карьерные стратегии. 

«Я участвовала в различных олимпиадах Крымского федерального университета, в том числе в конкурсе “Моя будущая профессия в КФУ”, по итогам которого получила дополнительные 10 баллов к поступлению и смогла выбрать сферу дальнейшей деятельности. Считаю, такие мероприятия нужны для того, чтобы помочь сомневающимся школьникам определиться с направлением подготовки», –  поделилась студентка Таврической академии Крымского федерального университета Милана Литвиненко.

Самый масштабный профориентационный проект Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе – это международная смена юных геологов «ГеоАртек» на базе МДЦ «Артек». Каждый год в смене участвуют несколько сотен школьников в возрасте от 10 до 17 лет из России и зарубежных стран. Ребята погружаются в реальную профессиональную среду с использованием современных геотехнологий: изучают методы геологических полевых и камеральных исследований, получают навыки работы в экспедициях, участвуют в мастер-классах ведущих ученых и специалистов в области геологии и экологии.

По словам проректора по инновационной деятельности и молодежной политике МГРИ Юрия Панова, за время реализации проекта участие в профильной смене приняли около 600 школьников, и более 4 000 артековцев познакомились с геологией: «Проведение геологической смены важно не только для участников, но и для университета, поскольку данный проект является отличной ранней профориентацией школьников и позволяет привлечь заинтересованных и увлеченных детей со всей страны к углубленному изучению наук о Земле». 

На базе НОЦ Инфохимии в Университете ИТМО действует Первая неклассическая практико-ориентированная программа дополнительного образования. Она создана для учеников 10-11 классов, которые хорошо знают школьную программу по химии, биологии, математике и информатике и готовы развиваться в этих направлениях. Программа по инфохимии дает возможность перейти от теории к практике, чтобы применять свои знания и научный энтузиазм в реальных исследованиях. «Я работал над проектом по инкапсуляции ДНК, в будущем он поможет создать искусственную клетку организма и эффективно интегрировать ее в биологическую среду. Это уникальный опыт, который однозначно пригодится, потому что я собираюсь связать свою жизнь с химией», – делится участник программы Платон Паршиков. 

Сначала ученики проходят курс лекций по химии, потом выбирают собственный проект. После знакомства с ментором-сотрудником НОЦ Инфохимии ИТМО начинается реализация. Под старшеклассника рассчитывают график и под контролем ментора дают возможность использовать лаборатории вуза.

«Образование через науку – это основа программ НОЦ Инфохимии Университета ИТМО. Мы ждем талантливых школьников, которые хотят участвовать в проектах, направленных на научно-технологическое развитие Российской Федерации, и решать большие вызовы, сформулированные в СНТР РФ. Наша цель – научить тех, кто “хочет”, правильному подходу к сложным системам и технологиям, чтобы они не просто “хотели”, но и “могли”», – подчеркивает директор Научно-образовательного центра инфохимии, профессор Университета ИТМО Екатерина Скорб. 

Еще больше профориентации 

тиу два.jpg

Одной из самых эффективных профориентационных площадок Казанского государственного энергетического университета стал Центр прикладных компетенций «ElectroSkills» для будущих электромонтеров и электромонтажников, созданный при поддержке компании Shneider Electric. Одна из задач центра – подготовка к участию в чемпионате World Skills в компетенции «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». 

«Уникальность этой площадки в том, что школьники не просто получают информацию о вузе и профессии энергетика, как во время экскурсий или дней открытых дверей, а сразу же пробуют себя в этой профессии и получают результат своего труда, – говорит ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов. – Что-то им удается, что-то не очень. Главное – ребята получают стимул двигаться вперед, стараются усовершенствовать свои умения и компетенции. А потом многие из них решают для себя: “Это мое. Я хочу получить энергетическое образование”. И приходят в Казанский энергоуниверситет».  

Тюменский индустриальный университет готовит инженеров будущего с первого класса в рамках профориентационного проекта «Школа инженерного резерва» (ШИР). Участники углубленно изучают технические дисциплины, оттачивая полученные знания на практике. 

Среди направлений подготовки – проектные, академические и олимпиадные. В ШИРе действуют 14 уникальных треков: Lego-робототехника, Arduino-робототехника, Webdesign, 3D-Animation, Mechatronics, Нефтегазовое дело, Прототипирование, Графический дизайн, Беспилотные авиационные системы, Проектная химия, 3D-моделирование и другие. Предлагается как круглогодичное обучение, так и посещение отдельных курсов. 

Профориентационный терминал для школьников теперь есть в Чебоксарах – его установил Чувашский государственный университет. В терминале содержится информация о факультетах, математические игры и тесты. Дополнительно прибор показывает, как работает система отопления школы – на примере математической модели. В наглядной и доступной форме участники знакомятся с университетом и с принципами цифровой энергетики. 

«Взаимодействие школа-вуз-производство значимо для региона. Чувашии, как электроэнергетическому центру страны, нужны квалифицированные специалисты технических специальностей, а мы призваны их готовить. Важно начинать этот процесс еще в школе, и говорить с ребятами на одном языке. Наш факультет “Малый физмат” реализует программу “Электроэнергетика 7+” для младших школьников, технические факультеты ЧувГУ запустили свою “Малую электротехническую академию”. Несколько лет мы реализуем совместный проект со школами “Инженерные классы”, а сегодня мы пошли дальше и разработали уникальный терминал, который позволит наглядно увидеть принципы “цифровой энергетики” прямо у себя в школе», – прокомментировал Андрей Александров, ректор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. В апреле 2020 года опытный образец был установлен в новочебоксарской школе № 11. До конца года разработчики планируют оснастить профориентационными терминалами еще семь учебных заведений в Чебоксарах и по республике.

Что еще? 

томский политех.jpg

Ежегодно Донской государственный технический университет проводит Фестиваль науки «Включай ЭКОлогику!». В 2019 году около 500 школьников приняли участие в квесте «Город будущего» в рамках фестиваля. Ребята выполняли задания от факультетов ДГТУ и работодателей, связанные со сферами профессиональной деятельности, и конструировали макет города будущего.

В 2020 году фестиваль «Включай ЭКОлогику!» проходил в онлайн-режиме. Для школьников был организован форум «Профессионалы будущего». В течение двух дней 29 команд, в состав которых вошли 163 учащихся 8-11-х классов из 21 образовательного учреждения Ростовской области, Ессентуков, Москвы, Санкт-Петербурга и Якутии, под руководством преподавателей и студентов ДГТУ создали и защитили собственные проекты. 

Сотрудники Дома научной коллаборации имени В. К. Тредиаковского и центра перспективных технологий в электронике и робототехнике Астраханского государственного университета на постоянной основе проводят мастер-классы для школьников Астрахани и областных районов. На занятиях ребята знакомятся с возможностями вуза, узнают о современных специальностях и раскрывают в себе новые таланты.

Ученикам показывают инновационных роботов, демонстрируют, как работают мобильные платформы, системы технического зрения, 3D-принтеры, очки виртуальной реальности и беспилотные летательные аппараты. Школьники также самостоятельно собирают своих первых роботов с помощью LEGO-конструкторов.

«Мы организуем обучение детей от 5 до 11 классов по различным современным направлениям, помогаем талантливой молодежи развивать инженерные способности. Именно из таких заинтересованных школьников и вырастают великие конструкторы. Наши уроки увлекательны тем, что ребята могут увидеть последние образцы современной техники, поуправлять ею, к тому же у наших роботов, как правило, красивый дизайн, что также привлекает школьников», – комментирует директор ДНК имени В. К. Тредиаковского Даниил Матвеев.

Томский политехнический университет – инициатор перезагрузки проекта для школьников «Космический урок». В новом формате он позволит ребятам присоединиться к реальному эксперименту «Рой малых космических аппаратов (МКА)». За шесть месяцев команды под руководством экспертов создадут проект и макет наноспутника. Затем они защитят свои проекты перед экспертами из РКК «Энергия» и университетов-участников космического эксперимента. Участие в «Космическом уроке» позволит школьникам войти в рабочие группы космического эксперимента на МКС, побывать в Звездном городке, Центре подготовки космонавтов, Центре управления полетами. 

«Для ТПУ этот проект очень важен, так как мы уделяем большое внимание воспитанию будущих космонавтов, инженеров, конструкторов. У ребят будут реальные задания, например, создание корпусов наноспутников. У них очень высокий потенциал и ресурс времени — мы надеемся, что, начав заниматься космосом в школе, в университет они придут уже готовыми работать над серьезными проектами. Я родился в год, когда первый человек полетел в космос. Это была эпоха, когда все хотели стать космонавтами. Хочется, чтобы космос вновь стал популярен у молодежи», – говорит проректор ТПУ по науке Мехман Юсубов.

Ребята разработают корпуса МКА, бортовую аппаратуру, обеспечивающую электроснабжение, приемо-передачу информации, ориентацию и стабилизацию спутника и др. Они уже получили темы кейсов на 14-м «Космическом уроке», состоявшемся в конце октября 2020 года, и встретились с космонавтами Сергеем Рыжиковым и Сергеем Кудь-Сверчковым.