Российские ученые обнаружили новую мутацию, которая приводит к умственной отсталости

Наука и образование

В Медико-генетическом научном центре имени академика Н.П. Бочкова (МГНЦ) открыли новый синдром, который проявляется умственной отсталостью. Мутацию, приводящую к его развитию, обнаружили у пациентов из США, Швеции, Германии, Франции, России и других стран. Подробнее об исследовании можно прочитать в журнале The American Journal of Human Genetics

Ученые лаборатории редактирования генома МГНЦ провели полное исследование экзомов группы пациентов с умственной отсталостью, причину которой не удалось установить другими методами. Они сосредоточились на поиске мутаций, возникших de novo – возникает у пациентов, родители которых не были носителями патогенных генетических вариантов. В результате исследования был выявлен новый синдром, который получил название KINSSHIP: Kidney anomalies, Nievergelt/Savarirayan type of mesomelic dysplasia, Seizures, Hypertrichosis, Intellectual disability and Pulmonary involvement (аномалия почек, мезомелическая лисплазия тип Нивергельта/Саварираяна, судороги, гипертрихоз, умственная отсталость, поражение легких).

Экзом – это смысловая часть генома, кодирующая белки. С помощью его анализа генетики в отдельных случаях выявляют наследственные заболевания. Исследование проводится методом NGS – секвенирования нового поколения, при котором «читается» вся последовательность генов в экзоме сразу нескольких пациентов. Из-за высокой стоимости полноэкзомное секвенирование назначается лишь тем пациентам, у которых установить причины заболевания другими методами оказалось невозможно.

У одного из обследованных пациентов выявили мутацию в гене AFF3. В базе генетических данных оказалось описание этого варианта только у одного пациента – это недостаточно для установления патогенности мутации. Находки российских исследователей, а затем генетиков из других стран, позволили убедиться, что именно эта мутация запускает развитие болезни через нарушение расщепления белка AFF3: он накапливается в организме, что приводит к развитию умственной отсталости (KINSSHIP).

«Сейчас все чаще открываются причины так называемой доминантной умственной отсталости, вызванной мутациями de novo. Выявляются такие мутации благодаря развитию и внедрению технологии полноэкзомного секвенирования трио, когда одновременно расшифровываются экзомы ребенка и обоих родителей. Мутации de novo возникают на разных стадиях формирования и развития эмбриона, это, чаще всего, случайные события в генах, на них никак нельзя повлиять», – рассказала Ольга Левченко, научный сотрудник лаборатории редактирования генома ФГБНУ «МГНЦ».

Эффективного лечения умственной отсталости, причиной которой стала вновь возникшая мутация в гене AFF3, не разработано, но с каждым годом база знаний о генетических причинах заболеваний пополняется, а значит, в будущем можно будет найти способ эффективной помощи пациентам.

Исследование экзомов в МГНЦ было проведено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.