На МАКС-2021 обсудили развитие сверхзвуковой авиации

Участники Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 обсудили развитие сверхзвуковой авиации. Дискуссия прошла в рамках научно-деловой программы Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), входящего в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Конференцию открыл генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», руководитель научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. По его словам, сверхзвуковая авиация призвана обеспечить быстрые и удобные перелеты по стране и за рубеж, а также повысить доступность удаленных территорий России. Разработка сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), соответствующего этим целям, – одна из приоритетных задач для государства. «Именно поэтому ЦАГИ выступил инициатором создания НЦМУ. Инициативу поддержали ведущие научно-исследовательские организации отраслевого характера, академического и вузовского секторов, ставшие участниками консорциума. Вместе мы реализуем программу создания и развития центра, формируя научную и инфраструктурную базы по сверхзвуку», — добавил Кирилл Сыпало.

С приветственным словом к участникам встречи обратился заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Денис Секиринский. Он подчеркнул определяющую роль НЦМУ «Сверхзвук» в развитии отечественной сверхзвуковой гражданской авиационной науки. Также на открытии мероприятия выступил директор Департамента государственной научной и научно-технической политики Министерства науки и высшего образования РФ Павел Форш, который отметил важность вовлечения в масштабный и амбициозный проект НЦМУ молодых перспективных исследователей.

Центральной темой конференции стали целевые параметры стратегии долгосрочного развития центра. О его характеристиках рассказал Кирилл Сыпало. Программа создания и развития НЦМУ «Сверхзвук» рассчитана на период до 2025 года. При этом основным источником финансирования стала субсидия Министерства науки и высшего образования РФ в объеме более трех миллиардов рублей. За это время необходимо решить амбициозные научные задачи, провести целый ряд крупных мероприятий, мастер-классов и конференций, разработать образовательные программы, подготовить молодых исследователей и другое. 

Участники также обсудили научные перспективы создания  и планируемые результаты снижения шума струи двигателя сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС).

В рамках конференции также состоялось открытое совместное заседание органов управления НЦМУ «Сверхзвук» – Международного наблюдательного и научного советов. Члены советов и эксперты обсудили ход работы по программам научных исследований и инфраструктурному развитию центра, внесли свои предложения для включения в стратегию развития НЦМУ «Сверхзвук».

Инициатором создания НЦМУ «Сверхзвук» и координатором консорциума выступает ФГУП «ЦАГИ». Помимо центра авиационной науки, в составе НЦМУ – ФАУ «ЦИАМ», ФГУП «ГосНИИАС», МАИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ПФИЦ УрО РАН, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН и другие. Проект реализуется с 2020 по 2025 гг. Планируемые результаты деятельности центра – инновационные конфигурации СПС с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения, AR (технология дополненной реальности) в кабине пилота.

Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 проходит в рамках Года науки и технологий.


Читать также