Около 22 тысяч российских студентов изучают китайский язык

Международное сотрудничество

На сегодняшний день около 22 тысяч российских студентов изучают китайский язык в 142 российских вузах. Больше всего таких учащихся в Санкт-Петербургском государственном университете, Казанском федеральном университете, Российском университете дружбы народов, Иркутском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и др. Рассказываем, в каких вузах готовят специалистов со знанием китайского языка, и где есть кружки и дополнительные образовательные программы.

Изучение китайского языка в России осуществляется в рамках направлений подготовки «Лингвистика» (уровень бакалавриат и магистратура), «Перевод и переводоведение» (уровень специалитет).

Возможность выучить китайский язык есть и у студентов смежных направлений подготовки и специальностей, таких как «Международные отношения», «Филология», «Востоковедение и африканистика» и другие.

В соответствии с законодательством об образовании вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы, а также устанавливают перечни иностранных языков, возможных для изучения.

В РУДН обучение специалистов со знанием китайского языка проходит по программам различного уровня образования. На факультете гуманитарных и социальных наук РУДН реализуются профильные общеобразовательные программы на уровнях бакалавриата и магистратуры «Зарубежное регионоведение. Китай». В рамках других программ гуманитарного профиля читаются курсы по истории, экономике, внешней политике, философии, культуре, обычаям и традициям Китая.

Помимо этого, в РУДН работают кружки любителей китайского языка и культуры. 5 лет назад студенты-китаисты кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН создали свой орган местного самоуправления «Российско-Китайская Ассоциация Китания» с выборным президентом, кабинетом министров и гражданами.

Сегодня в Ассоциацию входит порядка 100 студентов и 67 выпускников. Члены Ассоциации участвуют в российско-китайских международных выставках и мероприятиях в рамках БРИКС и ШОС в качестве волонтеров-переводчиков. В планах Ассоциации на 2022-2023 год – создание платформы по трудоустройству в сфере китайских переводов для студентов и выпускников «Китании».

Студентка IV курса филологического факультета РУДН по направлению «Лингвистика» Александра Канцева рассказала, что ей всегда нравилось изучать языки, с помощью которых можно узнать культуру других стран. «Для меня изучение китайского стало вызовом самой себе. Изучать китайский – это колоссальный труд. В китайском отличающаяся от привычной письменность, буквально не сравнимая ни с чем, абсолютно другая фонетическая система.

Сложнее всего научиться запоминать иероглифы. В китайском огромное количество диалектов, поэтому с практикой китайского с носителями языка не все так просто: если они говорят на диалекте, то вы можете просто не понять друг друга. Я планирую продолжать изучать этот язык, в долгосрочных планах – его преподавание», – рассказала Александра Канцева.

С 2016 года на кафедре иностранных языков филологического факультета РУДН работает студенческий научный кружок «Восточный калейдоскоп», который объединяет студентов-востоковедов, изучающих на кафедре китайский, арабский и японский языки, а также всех, кто интересуется Востоком. За 6 лет были подготовлены более 100 студенческих научных работ, которые были представлены в докладах и публикациях всероссийских и международных конференций.

Также в РУДН существует программа дополнительного профессионального образования «Переводчик». Программа рассчитана на 4 года, выпускники получают диплом, им присваивается квалификация переводчика. Только в этом году по данной программе подготовлено более 100 выпускников-специалистов со знанием китайского языка в области юриспруденции, экономики, аграрных, медицинских и гуманитарных наук.

В ДВФУ, который также входит в топ-5 российских вузов по количеству студентов, изучающих китайский язык, с 2006 года действует Институт Конфуция — центр разработки и реализации образовательных и культурно-просветительских проектов. Сегодня в Институте более 500 человек разных возрастов изучают китайский язык и основы китайской культуры. На постоянной основе здесь проходят квалификационные экзамены по китайскому языку, мастер-классы и конкурсы.

Китайский как первый иностранный язык изучается на направлениях «Востоковедение и африканистика», «Зарубежное регионоведение», «Перевод и переводоведение», в качестве второго иностранного – на направлениях «Международные отношения», «Лингвистика», «Юриспруденция, «Гостиничное дело и туризм».

В Казанском федеральном университете (КФУ) реализуется более 80 дисциплин по изучению китайского языка. В 2021-2022 учебном году китайский язык в вузе изучали 918 студентов, которые учатся на направлениях подготовки, связанных с востоковедением и африканистикой, лингвистикой, регионоведением России, педагогическим образованием и телевидением. Преподавание языка ведется специалистами сразу двух подразделений вуза: Института международных отношений и Института филологии и межкультурной коммуникации.

Язиля Хафизова в 2022 году окончила Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ по направлению «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: родной (татарский) язык и литература и иностранный (китайский) язык».

«У нас были как русскоязычные преподаватели, так и носители языка. У каждого преподавателя — свой подход. В основном обучение проходило по учебникам, но много времени уделяли аудированию и говорению. Были и творческие занятия. Например, мы ставили спектакли, сценки на китайском», – поделилась Язиля Хафизова.

Выучить китайский язык студентам в этом вузе проще, так как здесь учатся 1,5 тысячи студентов из КНР. Преподаватели нередко устраивают совместные занятия со студентами из Китая, в ходе которых общение идет как на русском, так и на китайском.

Также в Казанском федеральном университете реализуется программа дополнительного образования «Китайский язык», программа профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский, китайский языки)».


Читать также