Мечта из детства, ставшая важной миссией: топ-5 лучших проектов инклюзивного конкурса

Молодежная политика

Победители конкурса студенческих проектов «Профессиональное завтра» представили уникальные работы, направленные на помощь и комфортную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

«Профессиональное завтра» развивает инклюзивную культуру в сфере труда и высшего образования. На базе мероприятия создаются условия для совместной работы студентов с инвалидностью и потенциальных работодателей.

В конкурсе представлено пять номинаций: «Профессиональный стартап молодежи», «Исследовательская работа», «Мое полезное изобретение», «Социальный проект» и «Социальная реклама». В этом году турнир, организованный Минобрнауки России на базе Тюменского государственного университета, собрал рекордное количество участников — студенты приехали из 65 субъектов Российской Федерации.

Проекты пяти победителей демонстрируют решения по содействию в трудоустройстве выпускников вузов с особенностями здоровья, и изобретения, позволяющие обеспечить независимый образ жизни лицам с инвалидностью в различных сферах.

Номинация «Социальный проект»

Студентки Сургутского государственного университета Оксана Минаева, Кристина Пешкина и Ольга Лавренова разработали «Курс русского жестового языка», который призван удовлетворить потребность студентов с нарушением слуха в сурдопереводе.

Для этого девушки намерены разработать обучающий курс русского жестового языка для поддержки коммуникации глухих и слабослышащих людей, в который будут входить запись видеофайлов, практические занятия и электронный словарь на русском жестовом языке.

По словам Оксаны Минаевой, в Ханты-Мансийском регионе наблюдается дефицит профессиональных сурдопереводчиков, которые могут правильно, качественно передать информацию глухим людям при помощи русского жестового языка.

«В нашем университете нет сурдопереводчика. Из-за этого мы, будучи глухими, сталкиваемся с трудностями в обучении. Из опроса глухих студентов выявлено, что они недопонимают, недополучают знания и информацию, которые даются в вузе, из-за чего отстают от учебного процесса по сравнению со слышащими студентами. Я планирую внедрить курс для студентов-волонтеров и будущих сурдопереводчиков. А для глухих людей нужен курс русского жестового языка с таким содержанием, чтобы познавать новые и старые жесты не дактильно (с помощью пальцев рук), а жестикуляцией», — поясняет студентка.

Для реализации проекта потребуется 1–2 года. Девушки планируют сделать акцент на обучении студентов-волонтеров, которые могут стать профессиональными сурдопереводчиками в будущем.

«Я — четвертое поколение глухих в нашей семье. Неудивительно, что у меня уже есть много знаний о моей культуре глухих и грамматике русского жестового языка. Моя мечта детства — быть учительницей глухих детей», — поделилась Оксана Минаева.

«Профессиональный стартап молодежи»

Студент Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Даниил Соколкин представил проект «Встречи с человеком-невидимкой».

В основе задумки лежит индивидуальный психологический тренинг, направленный на помощь в решении психологических проблем клиента и активизацию его внутренних ресурсов. Суть тренинга заключается в том, что незрячий специалист-психолог становится «человеком-невидимкой» для клиента: специалист не видит клиента, не оценивает его внешность, но хорошо чувствует его внутренний мир, и у клиента закрыты глаза, что создает ощущение защищенности. По словам автора, в этом случае срабатывает психологический «эффект случайного попутчика», которому гораздо проще излить душу, чем близкому человеку. В ситуации, когда необходимо на физиологическом уровне довериться «человеку-невидимке» во время прогулки, возрастает доверие психологическое.

«На прогулках я завязываю людям глаза и создаю условия для момента доверия, таким образом клиент как бы встречается с самим собой. Человек, транслируя свою ситуацию и разбирая содержание проблемы, начинает «видеть» свои слабые и сильные стороны. Так он находит в себе силы для того, чтобы преодолеть эти трудности. Это основная задача тренинга», — поясняет Даниил.

«Мое полезное изобретение»

Анастасия Латышкина и Анна Строганова из Института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена показали разработку для людей с нарушением зрения — «Универсальное читающее устройство». Тифлотехнический прибор поможет обеспечить слабовидящим более независимый образ жизни — свободно осуществлять учебную, трудовую, общественную и научную деятельность.

В широком смысле тифлотехника — это совокупность различных приборов, позволяющих людям со значительными дефектами зрения получать необходимую информацию, используя другие виды чувствительности (слуховую, осязательную, вибрационную).

Устройство будет полезно для лиц с глубоким нарушением зрения: школьникам, студентам колледжей и вузов, а также людям, занятым в профессиональной сфере (учителя, медики, инженеры, программисты). Устройством могут быть оснащены городские библиотеки.

Девушки надеются, что «Универсальное читающее устройство» станет в дальнейшем незаменимым помощником в выполнении людьми с глубокими нарушениями зрения учебных и трудовых функций.

Номинация «Социальная реклама»

Полина Заичкина из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета выступила на конкурсе с проектом «Твои возможности не ограничены!»

Задача «Социальной рекламы» — привлечь внимание общества к проблематике социализации и содействия в профориентации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Помочь таким людям преодолеть свои страхи и осознать свою силу, позволить им сконцентрироваться на том, что они могут сделать, а не на том, что им неподвластно.

«Исследовательская работа»

Анастасия Шевченко из НГТУ провела анализ деятельности вузов-партнеров Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ НГТУ) по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Студентка исходила из необходимости совершенствования данной практики в университетах России при участии сети Ресурсного учебно-методического центра НГТУ.

Девушка изучила документы о деятельности вузов-партнеров РУМЦ НГТУ по реализации мероприятий, направленных на помощь в трудоустройстве выпускников. В результате исследования удалось определить виды, формы, форматы и методы организации и проведения данной работы, а также выделить проблемы в части документального закрепления информации о таких мероприятиях.

На основе полученных выводов были сформулированы рекомендации для вузов-партнеров РУМЦ НГТУ в части документального закрепления соответствующей информации. Они могут быть использованы для совершенствования стратегических и программных документов по вопросам содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.


Читать также