Российские химики синтезировали нетоксичное вещество для лечения болезни Альцгеймера

Коллектив российских исследователей синтезировал новые вещества, перспективные для лечения болезни Альцгеймера. В их основе — производные 9-амино-1,2,3,4-тетрагидроакридина (ТГА) и салициловая кислота. По словам ученых, в перспективе препараты на основе этих соединений смогут останавливать нарушение памяти и внимания без серьезных побочных эффектов для печени и других органов.

Болезнь Альцгеймера — это заболевание головного мозга, которое характеризуется проблемами с кратковременной памятью. Раньше для ее лечения специалисты рекомендовали применять в терапии 9-амино-1,2,3,4-тетрагидроакридин (ТГА). Лекарство на его основе блокирует фермент ацетилхолинэстеразу, который разрушает медиатор ацетилхолин, участвующий в передаче нервных импульсов. Однако такой препарат токсичен для печени и имеет множество побочных эффектов, которые в совокупности нивелируют пользу от лечения. Поэтому сегодня врачи перестали использовать это вещество в чистом виде в качестве лекарства, и актуальной задачей для ученых становится подобрать активные вещества, которые обладают нужными свойствами и при этом безопасны для организма.

По результатам исследований выяснилось, что конъюгаты 9-амино-1,2,3,4-тетрагидроакридина и салициловой кислоты, помимо подавляющего воздействия на ацетилхолиностеразу, обладают еще и антиоксидантными свойствами.

«Нашей задачей было исследовать воздействие полученных конъюгатов такрина (9-амино-1,2,3,4-тетрагидроакридина) и салициловой кислоты на клетки печени, потому что основное препятствие для использования такрина — это его очень сильная гепатотоксичность. Мы показали, что большая часть синтезированных коллегами конъюгатов в 1,5–4 раза менее токсична для клеток печени, чем чистый такрин», — прокомментировала опубликованные результаты Мария Улитко, соавтор исследования, директор департамента биологии и фундаментальной медицины Уральского Федерального Университета (УрФУ).

По словам ученой, полученные соединения также способны блокировать агрегацию бета-амилоида, отложения которого в клетках головного мозга блокируют работу нейронов и приводят к их отмиранию.

В исследовании, получившем финансовую поддержку Минобрнауки России, принимают участие ученые из разных научных центов страны. Химики из Института органического синтеза имени И. Я. Постовского Уральского отделения РАН синтезировали часть веществ и создали конъюгаты салициловой кислоты и 9-амино-1,2,3,4-тетрагидроакридина. Специалисты из Института исследования физиологически активных веществ РАН в городе Черноголовка провели исследование веществ на ингибирующую активность по отношению к ацетилхолиностеразе, антиоксидантную активность и способность препятствовать образованию крупных бета-амилоидных белковых бляшек. Ученые департамента биологии и фундаментальной медицины подведомственного Минобрнауки России УрФУ исследовали новые синтезированные вещества на токсичность.

«Точные причины развития болезни Альцгеймера до сих пор не до конца понятны. У этой болезни есть генетический компонент, поэтому полностью ее излечить пока не получится. Однако в связи с улучшением методов диагностики можно распознать болезнь в самом ее начале. Если начать прием препарата как можно раньше, можно увеличить количество ацетилхолина, отодвинуть на много лет образование крупных агрегатов бета-амилоида в нейронах и защитить сами нейроны от окислительного стресса. Тогда сохранятся когнитивные процессы, и человек сможет еще долго продолжать свою деятельность», — резюмировала Мария Улитко.

Сейчас препарат проходит этап доклинических исследований, в рамках которого ученые дополнительно проверяют его свойства. Если полученные соединения успешно пройдут эти испытания, то их ждут клинические исследования на человеке, которые смогут либо подтвердить, либо опровергнуть способность сочетания 9-амино-1,2,3,4-тетрагидроакридина с салициловой кислотой замедлять развитие болезни без токсического воздействия на печень.

IMG_1480.JPG