Российские ученые определили гены человека, связанные с неврологическими осложнениями COVID-19

Ученые из подведомственного Минобрнауки России Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого вместе с коллегами из Уфы провели исследование, благодаря которому обнаружили генетические маркеры, позволяющие в будущем создать клинические тесты для диагностики и стратификации больных COVID-19.

Во многих мировых исследованиях уже было доказано, что генетический статус человека существенно влияет на восприимчивость к заболеванию и тяжесть его протекания. Команда сконцентрировала свое внимание на неврологических последствиях от COVID-19.

«Цель нашего исследования была более фокусной, мы искали генетические варианты, связанные с тем, как перенесенная болезнь сказывается на неврологических функциях человека, таких, например, как память, расстройство сна, склонность к депрессии и другие», — рассказал кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Центра вычислительной биологии СПбПУ, руководитель лаборатории нейрокогнитивной геномики УУНиТ Александр Канапин.

Во время первых трех волн пандемии ученые отобрали 336 студентов возрастом от 18 до 25 лет. Об участниках была собрана вся необходимая информация: пол, этническое происхождение, инфекция SARS-CoV-2 в анамнезе, даты инфицирования и клинические симптомы, сопровождающие болезнь. Все случаи, по словам ученых, были с легким или средним течением болезни — без одышки, с невысокой температурой и насморком. Однако у исследуемых возникали неврологические симптомы. Сильная головная боль, проблемы с памятью и сном, потеря обоняния, расстройство вкуса, беспокойство и депрессия проявились во время заболевания или после выздоровления и сохранялись около года.

Ученые приступили к поискам генетических маркеров, связанных с тяжелым протеканием ковида и с проявлениями проблем в неврологической и когнитивной сфере. Результаты, в частности, подтвердили ранее показанную связь одного из ферментов (кодируемого геном FURIN), взаимодействующего со спайковым белком коронавируса, с более высокой восприимчивостью к инфекции COVID-19.

Кроме того, было обнаружено, что маркеры, связанные с одним из генов, участвующих в регуляции воспалительных процессов (NR1H2), ассоциированы с проявлением неврологических симптомов при заболевании легкой и средней степени тяжести. В свою очередь, гены, связанные с метаболическими процессами в нервной ткани и секрецией противовоспалительных цитокинов (SLC6A20, FYCO1) содержат генетические варианты, ассоциированные с долгосрочными неврологическими осложнениями после COVID-19.

«Генетические варианты, которые мы обнаружили, помогут другим исследователям неврологических последствий ковида расширить свой анализ и в последующем определить механизмы и биологические процессы, приводящие к таким осложнениям. Мы продолжаем работу, сейчас идут новые исследования той когорты пациентов, которую мы сформировали для этой работы. Мы будем более внимательно смотреть на то, как регулируется активность тех или иных генов и как это влияет на неврологические симптомы и другие клинические проявления», — пояснил Александр Канапин.

Исследуемые симптомы, по словам ученых, вполне поддаются существующим методикам лечения. Так же, как и с обычными, «нековидными» бессонницей, депрессией и другими симптомами врачи применяют существующие лечебные практики.

Научная статья о результатах исследования опубликована в одном из международных научных изданий