Подведены итоги очередного этапа изучения Батагайской котловины

Ученые из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН (ИФХиБПП РАН) — обособленного подразделения ФИЦ «Пущинский научный центр биологических исследований РАН» подвели итоги многолетнего изучения самой большой термокарстовой котловины мира, расположенной у поселка Батагай на севере Якутии. Исследования проводили совместно с якутскими специалистами из НИИ прикладной экологии Севера СВФУ им. М.К. Аммосова и Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, а также в сотрудничестве с коллегами из Великобритании.

Уникальность Батагайского объекта (альтернативные названия — Батагайка, Батагайский кратер) в том, что там вскрывается непрерывная стратиграфическая последовательность многолетнемерзлых отложений, накопленных за последние как минимум 250 тысяч лет.

«Наша лаборатория давно и тесно сотрудничает с якутскими коллегами. И чаще всего мы работаем с обнажениями мерзлых пород, возраст которых не превышает 40–50 тысяч лет. А уникальность Батагайского объекта заключается в том, что там вскрываются очень древние слои мерзлоты, которые остались законсервированными на протяжении последних как минимум 250 тысяч лет! А возможно, что низы гораздо более древние. Отдельные аналитические методы показывают, что нижним слоям мерзлоты может быть около 650–700 тысяч лет, и сейчас мы проверяем достоверность этих оценок. И если эти оценки верны, то это уже средний плейстоцен, очень древние толщи, отложение которых предшествовало последнему крупному межледниковью», — рассказал руководитель проекта старший научный сотрудник отдела криогенных почв ИФХиБПП РАН, кандидат биологических наук Алексей Лупачев.

В результате проведенных исследований ученые получили уникальные данные, которые позволят реконструировать палеоэкологическую обстановку позднего плейстоцена, получить информацию о климате, почвенном покрове, растительном и животном сообществах, а также сформировать прогноз дальнейшего развития исследуемого региона в условиях глобальных изменений климата и локальных антропогенных воздействий.

«Вот мы, например, сейчас живем в эпоху современного межледниковья, которая называется голоцен. А примерно 120–130 тысяч лет назад была предыдущая теплая эпоха, сравнимая по биоклиматическим условиям с современной. Но прямых данных, особенно из области распространения многолетнемерзлых пород, именно о выходе слоев такого возраста на дневную поверхность — крайне мало! А здесь можно их изучать не вслепую (из скважины), а прямо непосредственно в стенке, в контексте окружающего ландшафта, и можно наблюдать красивое морфологическое строение мерзлых пород, пространственное распределение древнего почвенного покрова, и в целом охарактеризовать природную обстановку былых эпох», — отметил Алексей Лупачев.

В результате проведенных расчетов установлено, что за период инструментальных наблюдений (2014–2023 годы) вынос минерального материала из котловины составил около 650 тысяч кубометров, поток талых вод за тот же период составил около 1,5 миллиона кубометров. По предварительным оценкам, за весь период существования Батагайской котловины в окружающую среду было вынесено более 150 000 тонн органического углерода.

Мультидисциплинарное исследование современных почв, а также погребенных палеопочв из отложений возрастом от 130 до 650 тысяч лет, выявило следы глубокой проработки минерального материала почвенными процессами и выраженную дифференциацию горизонтов. Наличие высокоорганизованной структуры почвенных профилей указывает на относительную длительность (десятки тысяч лет) благоприятных для почвообразования климатических условий, сравнимых с современными условиями голоценового межледниковья.