Валерий Фальков: история формирует мировоззрение человека и его ценностный каркас

Новости Министерства
Об этом глава Минобрнауки России сообщил на Первом национальном форуме преподавателей истории, который прошел в Тобольске. Участие в нем приняли более 100 педагогов из разных регионов страны, представители научного сообщества, а также руководители органов власти в сфере высшего образования.

IMG_20221007_182528_548.jpg

Пленарное заседание форума и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России открыл председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. По его словам, форум объединил участников из разных регионов нашей огромной России — от Южно-Сахалинска до Калининграда и от Владивостока до Херсона.  

«Это свидетельствует о растущей потребности педагогов-историков в профессиональном общении, обмене опытом, обсуждении ключевых вопросов развития высшего образования», — отметил он.

Также Сергей Нарышкин обозначил некоторые результаты совместной работы Минобрнауки России и Российского исторического общества. В частности, это распределение бюджетных мест по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «История и археология», увеличение количества часов по преподаванию истории на неисторических направлениях подготовки до 144 (80% из которых отводится на аудиторную работу), а также разработка Концепции преподавания истории.
IMG_20221007_183234_757.jpg

Председатель Российского исторического общества поблагодарил главу Минобрнауки России Валерия Фалькова за неизменное внимание к вопросам исторического образования. 

«Главное помнить, что цель у нас одна, а именно — воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России, ощущающего свою ответственность, ее настоящее и будущее», — подчеркнул Сергей Нарышкин.

Валерий Фальков отметил, что проделана большая работа по поддержке исторической науки и развитию исторического образования. 

По его словам, вузами реализуется более 250 образовательных программ по направлениям подготовки группы «История и археология», самые популярные из них — «История», «Историческая политология», «История России». Программы бакалавриата и магистратуры по профилю «История» открыты в 184 вузах. 

Кроме того, глава Минобрнауки России рассказал о том, что издательство «Наука» разработало национальную электронную историческую библиотеку, чтобы обеспечить равный доступ всем ученым, преподавателям и студентам к актуальной исторической информации.

Завершая выступление, Валерий Фальков отметил, что история играет огромную роль в формировании специалиста. 

«Это не только само образование и гуманитарная компонента, пусть даже в подготовке специалистов в области инженерно-технических или точных наук. Роль истории и исторического знания — это то, что делает человека уникальным. Наряду с его профессиональными знаниями формирует мировоззрение, ценностный каркас и, конечно, формирует личность», — отметил Министр.

Председатель Правления Российского исторического общества Константин Могилевский назвал эффективной совместную работу с Министерством науки и высшего образования РФ.

Нам уже удалось вернуть историческое образование в те регионы, где оно велось раньше, а затем по тем или иным причинам прекратилось. Это Калужская и Рязанская области, это Сахалин. Теперь будем двигаться дальше, может быть, туда, где исторического образования прежде вообще не было — в регионы Севера и Дальнего Востока», — сказал Константин Могилевский.

Губернатор Тюменской области Александр Моор отметил символичность того, что Форум проходит впервые именно в Тобольске — городе, имеющем огромное значение для истории Сибири и всей страны.



Пленарному заседанию предшествовала работа тематических круглых столов, где преподаватели и представители исторической науки обсудили проекты, которые изменят подход к преподаванию предмета в вузах. Например, директором Института российской истории РАН Юрием Петровым и директором Тобольского педагогического института имени Д. И. Менделеева (филиалом) Тюменского государственного университета Сергеем Шиловым участникам был представлен новый стандарт для неисторических специальностей и направлений подготовки в высшей школе. Концепция предполагает увеличение количества часов на изучение истории, что будет способствовать более глубокому осмыслению исторических событий и процессов, происходивших в России, в том числе в контексте мировой истории. 

На втором круглом столе преподаватели истории рассмотрели современные подходы к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Участники ознакомились с результатами экспертизы учебников и пособий по истории для высшей школы. Рабочая группа Экспертного совета при Минобрнауки России провела мониторинг учебных материалов 597 вузов, по результатам которого 20 учебников и пособий рекомендованы к использованию для обучения студентов неисторических специальностей.

Читать также