300 студентов из России и Беларуси прошли обучение в Школе по инженерным наукам Союзного государства

Новости Министерства

С 17 по 30 апреля в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и Пскове прошла Школа по инженерным наукам Союзного государства. В масштабном образовательном интенсиве, организованном в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы», прошли обучение 300 студентов российских и белорусских вузов. Идея создания совместной инженерной школы возникла в ходе общения Президента России Владимира Путина со студентами.

Важной задачей Школы стало укрепление связи между молодыми инженерами Союзного государства. Также у студентов из Беларуси появилась возможность познакомиться с преподавателями ведущих технических вузов России и получить консультацию по поступлению в магистратуру.  По итогам интенсива студенты России и Беларуси создали более 120 совместных проектов.

«Россия и Беларусь давно имеют тесные связи в сфере науки и высшего образования. Сегодня, когда инженерия играет ключевую роль в развитии экономики любого государства и общества в целом, проведение такой Школы по инженерным наукам для студентов из обеих стран на базе ведущих российских вузов стало еще одним важным шагом в развитии Союзного государства. Уверен, что за время обучения у вас появились ценные знания иумения, а также вы встретились с новыми друзьями», — обратился к участникам Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

Лекции и практические занятия в рамках Школы провели ведущие ученые и преподаватели, а инженеры-практики рассказали участникам об особенностях работы предприятий. В рамках проектного модуля студенческие команды разработали паспорта будущих проектов — это были и кейсы от технологических предприятий, и собственные проекты. В конце обучения российские и белорусские эксперты оценили разработки участников и дали обратную связь. Студенты прошли интенсивы по четырем модулям:

— Практикум по автономному и беспилотному транспорту;

— Проектная лаборатория по проектированию на основе топологической оптимизации, компьютерного инжиниринга и 3D-печати;

— Практикум по VR;

— Лаборатория по цифровой трансформации и бережливому производству.

Проекты студентов отвечают на самые актуальные технологические вызовы. К примеру, в Школе на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого участники спроектировали несущий элемент на основе топологической оптимизации и компьютерного инжиниринга. Затем детали с уникальной конфигурацией были напечатаны на 3D-принтере и испытаны для оценки несущей способности и соответствия заданным характеристикам.

В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого участники создали проект «Робот-маляр». Робот позволит заменить ручной труд для покраски стен высоток, сократить время на выполнение работ, а его себестоимость ниже иностранных аналогов в 10 раз. Также робот будет различать поверхности и не будет закрашивать отдельно заданные участки фасада, например стекла.

На площадке Псковского государственного университета участники предложили проект «Глубоководный мягкотелый автономный робот-исследователь с силиконовым корпусом». Студентами была спроектирована модель робота-исследователя, который служит для изучения труднодоступных, глубоководных мест. Робот не боится давления благодаря уникальной мягкотелой структуре. Область применения таких машин очень широкая: от поисково-спасательных операций до изучения морского дна.

Для участников Школы была организована обширная культурно-развлекательная программа — в 3 городах было проведено более 40 экскурсий. Также студенты посетили тренинги, квизы, турниры по настольным играм и многое другое.

Важно отметить, что Школа по инженерным наукам стала продолжением ряда научно-образовательных мероприятий, организованных для студентов Союзного государства, в числе которых Российско-Белорусский молодежный форум, Первый Конгресс молодых ученых России и Беларуси, Российско-белорусский форум студенческих СМИ. По данным на 1 октября 2022 года, в российских вузах обучается порядка 11,9 тыс. студентов из Беларуси.

Напомним, что с 1 января Россия приняла председательство в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии. Одним изважнейших стратегических приоритетов совместной работы Президент России Владимир Путин обозначил подготовку квалифицированных кадров. В этой связи планируется гармонизировать национальные научно-технические программы, выработать общие образовательные и профессиональные стандарты, а также запустить совместные программы обучения, включая практику межвузовских стажировок и академических обменов.

Больше информации о проекте на официальном сайте Школы по инженерным наукам.

Читать также