Российские вузы готовят кадры для электромобильной отрасли

Новости подведомственных учреждений

Электрические автомобили, автобусы, самокаты и другие виды транспорта все активнее завоевывают свое место на дорогах России. Перспективная отрасль привлекает талантливую молодежь, желающую развивать индустрию в нашей стране. В этом году по укрупненной группе специальностей «Электро- и теплоэнергетика» в российские вузы поступило более 130,8 тыс. человек.

Куда пойти учиться будущему специалисту электромобильной отрасли

Направление «Электроэнергетика и электротехника» (в рамках которого готовят будущих специалистов электромобильной отрасли) стало самым популярным у абитуриентов по программам бакалавриата и магистратуры по укрупненной группе специальностей «Электро- и теплоэнергетика». Большинство из тех, кто выбрал такое направление, — жители столицы России, Московской, Тульской, Брянской, Владимирской, Тверской и Ростовской областей, Республик Чувашия и Дагестан, а также Ставропольского края.

В регионах большинство абитуриентов подавали документы в Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина, Казанский государственный энергетический университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, Новосибирский государственный университет и некоторые другие технические вузы.

Большой популярностью пользовались столичные вузы. Абитуриенты отдавали предпочтение Национальному исследовательскому университету «МЭИ», Московскому автомобильно-дорожному государственному техническому университету, Национальному исследовательскому технологическому университету «МИСиС», Московскому политехническому университету, Московскому государственному техническому университету им. Н. Э. Баумана.

Например, в этом году в Бауманке на 150 бюджетных мест по укрупненной группе специальностей «Электро- и теплоэнергетика» поступила 1 251 заявка, причем большинство из них — на направление «Электромобили».

В числе лидеров по подготовке кадров для электромобильной отрасли остается Московский Политех. В этом году на базе вуза запущена Передовая инженерная школа электротранспорта, где с 1 октября студенты смогут получать образование по трем магистерским программам в учебных и производственных лабораториях и создавать собственные проекты.

«По итогам двухлетнего обучения под руководством наставников из индустрии наши студенты выйдут на рынок подготовленными специалистами, а работодатель получит сформированную команду для конструкторского бюро. Выпускникам Передовой инженерной школы гарантировано трудоустройство в компании индустриальных партнеров», — отмечает директор Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде.

От спокойного Smart-шаттла до скоростного электробайка: что создают московские инженеры

Несмотря на то, что на обучение в инженерной школе еще идет набор, студенты вуза давно и активно участвуют в проектах по созданию разных видов транспорта на электроприводе. Одна из разработок — Smart-шаттл для городских парков. Компактный электромобиль на автоматическом управлении может развивать скорость до 40 км/ч и перевозить до 4 пассажиров по заранее заложенным в программу маршрутам. До конца года инженеры планируют презентовать доработанный предсерийный прототип, а также грузовую версию шаттла. Габариты беспилотного грузовика позволят перевозить на нем коробки и баки, европалеты и даже спортивный мотоцикл.  

Стоит отметить, что в арсенале разработок инженеров Московского Политеха есть и электробайк. В этом году новая версия мотоцикла MIG участвовала в экстремальном фестивале скорости «Байкальская миля». Техника показала отличный результат, развив скорость на льду до 210,397 км/ч.

Также студенты вместе с наставниками работают над электрификацией квадроцикла российской компании Stels. Первый прототип из отечественных компонентов уже на этапе сборки, команда планирует протестировать его в реальных условиях эксплуатации и на спортивных соревнованиях, а после испытаний довести до предсерийного уровня.

Шире функционал и ниже стоимость: над чем работают в регионах

В число флагманов подготовки специалистов для электромобильной отрасли входят и региональные вузы. Например, Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ) несколько лет в партнерстве с индустриальными партнерами реализует крупные профильные проекты.

За последний год по программе Минобрнауки России «Приоритет 2030» в университете созданы две современные профильные учебно-научные лаборатории и студенческое проектно-конструкторское бюро. Также открыты новые направления подготовки: «Электромобильный и беспилотный транспорт» и «Проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования электромобилей, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры», на которых учатся более 80 студентов.

Инженеры КГЭУ работают над созданием не только электротранспорта, но и отечественной инфраструктуры для его обслуживания. Так, студентам вуза удалось разработать собственный комплекс для диагностики зарядных станций электромобилей. В отличие от зарубежных аналогов у российского устройства шире функционал и ниже стоимость.

Как рассказал один из авторов проекта, аспирант КГЭУ Булат Сафиуллин, созданием собственного комплекса коллектив занялся из необходимости: для работы в лаборатории понадобился прибор для диагностики зарядных устройств. Сначала студенты пытались найти что-то похожее на рынке, потом решили сделать его сами.

«Это был простейший, но рабочий, макетный образец с резисторами, тумблерами и переключателями. Потом тематика электромобилей и сопутствующей инфраструктуры в России и Татарстане начала развиваться и у государства появился запрос на такие разработки. Мы доработали свой проект и выиграли с ним 1 млн рублей в конкурсе «Студенческий стартап», — рассказал Булат Сафиуллин.

Опытный образец, приближенный к коммерческой версии, команда инженеров планирует создать в течение года на средства гранта — на них закупят рабочий инвентарь, инструменты, 3D-принтер, детали и расходники для электросхем.

«У нас уже есть приблизительная схема с расположением элементов и описанием функционала, написана часть программного обеспечения. В рамках стартапа планируем довести разработку до функционирующего устройства, завершив электрическую схему, программное обеспечение и корпус», — добавил Булат Сафиуллин.

По итогам будет создано два вида устройства: универсальное для массового применения и прибор с расширенным функционалом для персонала, производящего и обслуживающего зарядные станции.

Качество подготовки инженеров в вузах России будет выведено на новый уровень

Правительство России утвердило концепцию развития электротранспорта в Российской Федерации до 2030 года. К концу 2024 года планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и запустить в работу 9,4 тыс. зарядных станций по всей стране. Для достижения этих целей необходимо выполнить одну из приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, — вывести качество подготовки инженеров в российских вузах на новый, более высокий уровень. Это требует увеличения финансирования обучения таких специалистов, расширения программ обновления учебно-лабораторного оборудования, развития университетской инфраструктуры. 

Чтобы система подготовки инженеров в полной мере отвечала современным запросам, Минобрнауки России была разработана инициатива социально-экономического развития страны «Передовые инженерные школы». В этом году были определены 30 университетов (включая 20 региональных), на базе которых в сотрудничестве с ведущими предприятиями страны и госкорпорациями создаются такие школы. Передовые инженерные школы при поддержке индустриальных партнеров реализуют новейшие образовательные программы по приоритетным направлениям, подготовят высококлассных специалистов и решат сложные инженерные задачи в интересах этих компаний и отраслей.

Читать также