Подготовка кадров высшей квалификации

  • 1. Вопросы сопровождения выпускника аспирантуры (адъюнктуры)

    Лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию по программе аспирантуры, организация вправе предоставить сопровождение на период до 1 года при представлении выпускником диссертации к защите. Сопровождение выпускника осуществляется по его личному заявлению, поданному в организацию не позднее 30 дней после прохождения им итоговой аттестации.

    На период сопровождения организация вправе предоставить выпускнику доступ:

    к инфраструктуре организации, в том числе к общежитиям,

    к информационно-образовательной среде;

    к учебно-методическим материалам, библиотечным фондам и библиотечно-справочным системам.

    Организация оказывает выпускнику сопровождение по формированию комплекта документов, предусмотренных перечнем, утвержденным Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, для представления диссертации в диссовет, в том числе к предварительному рассмотрению.

    Особенности сопровождения выпускников конкретной организацией в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации об образовании, определяются локальным нормативным актом организации.

  • 2. Вопрос по форме освоения программ аспирантуры (адъюнктуры)

    Освоение программ аспирантуры (адъюнктуры), разработанных в соответствии с федеральными государственными требованиями, осуществляется в организациях в очной форме, за исключением организаций, находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для которых также допускается заочная форма.

    Указанная норма действует, в том числе, на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (т.е. в рамках договора об оказании платных образовательных услуг).

  • 3. Надо ли переводить аспиранта, обучающегося заочно на очную форму обучения в соответствии с введением постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122?

    Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 517 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающихся, принятых на обучение в соответствии образовательными стандартами, осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ.

    Образовательная деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры), реализуемым по образовательным стандартам, регламентируется приказом Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1259.

    Данным приказом установлено, что формы получения образования и формы обучения устанавливаются образовательными стандартами.

    Следовательно, обучающийся, принятый на обучение в соответствии с образовательными стандартами, вправе продолжить обучение по той форме обучения, которая установлена образовательным стандартом и на которую он был принят.

    Вместе с тем обучающиеся вправе перейти на обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с федеральными государственными требованиями или самостоятельно устанавливаемыми требованиями, однако это их право, а не обязанность.

  • 4. О единицах трудоемкости программ аспирантуры в приказе Минобрнауки от 20.10.2021 № 951

    Согласно части 4 статьи 13 Федеральный закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц.

    Указанная норма предполагает право, но не обязанность использования системы зачетных единиц.

    Таким образом, применение системы зачетных единиц для определения структуры программ аспирантуры (адъюнктуры) не является обязательным.

    Вместе с тем организация вправе применять систему зачетных единиц для определения структуры реализуемых ей программ аспирантуры (адъюнктуры) и трудоемкости их освоения при соблюдении общей структуры, предусмотренной федеральными государственными требованиями, а также варьировать трудоемкость и количество зачетных единиц между компонентами программы аспирантуры (адъюнктуры).

  • 5. О разделении курса (учебного года) по программам аспирантуры на временные периоды

    Обязанность установления отдельных периодов обучения (семестров, триметров и т.д.) в рамках одного года для организации, реализующей программу аспирантуры, Положением о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре не установлена. Вместе с тем необходимо учитывать, что аспиранту (адъюнкту) ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью от 6 до 8 недель.

  • 6. Должна ли программа аспирантуры, сформированная в соответствии с ФГТ, содержать раздел воспитания?

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы включаются в образовательную программу случаях, предусмотренных указанным законом. Так, Законом об образовании предусмотрено включение рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в следующие образовательные программы: общеобразовательные программы, программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата и специалитета.

    Таким образом, включение разделов, посвященных воспитанию, в программу аспирантуры, разрабатываемую организацией, не требуется.

  • 7. Как перевести аспиранта с ФГОС на ФГТ в рамках одной организации (в том числе с учетом разных сроков обучения)?

    Согласно пункту 5 части 14 Федерального закона от 30.12.2020 № 517-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) обучающихся, принятых на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (образовательными стандартами), осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ. Такие обучающиеся вправе перейти на обучение по программам аспирантуры (адъюнктуры) в соответствии с федеральными государственными требованиями (самостоятельно устанавливаемыми требованиями).

    Таким образом, перевод аспиранта, обучающегося по программе аспирантуры в соответствии с ФГОС, на ФГТ – это его право, но не обязанность.

    При переводе аспиранта (адъюнкта) необходимо учитывать требования законодательства об образовании, в частности, приказ Минобрнауки России от 06.06.2013 № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное», нормативно-правовые акты государственных органов, в ведении которых находятся образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также возможность зачета организацией результатов научной (научно-исследовательской) деятельности, результатов освоения дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ.

    Кроме того, согласно статье 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в организации должны быть установлены порядок и основания перевода обучающихся, утвержденные локальным нормативным актом.

  • 8. Какой порядок выдачи лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам аспирантуры (адъюнктуры)?

    Лицензирование образовательной деятельности регламентировано следующими нормативными правовыми актами:

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

    постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».

    Вопросы переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности (с 1 марта 2022 г. – внесения изменений в реестр лицензий) входят в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособорнадзора).

  • 9. Вопрос об аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры) по ФГТ и продлении аккредитации программ аспирантуры (адъюнктуры) по ФГОС после 31.12.2021 г.

    В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона от  29  декабря  2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» аккредитация образовательной деятельности по программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) не   проводится.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах» государственная аккредитация образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, срок действия свидетельств о государственной аккредитации которых истекает в период с 1 января по 1 марта 2022 г., продлевается по 1 марта 2022 г. включительно.

    В соответствии с частью 16 Федерального закона № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию на 1 марта 2022 года, относящиеся к соответствующему уровню образования либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, считаются имеющими государственную аккредитацию бессрочно.

  • 10. О внесении сведений о свидетельстве об окончании аспирантуры в ФИС ФРДО

    В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2123 в Правила формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», (далее – ФИС ФРДО) утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №  825, в ФИС ФРДО вносятся, в том числе, сведения о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, включая свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры), выданных после 31 августа 2013 г.

  • 11. Трудоустройство аспиранта в организации

    В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана.

    В соответствии со статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) срочный трудовой договор по соглашению сторон может заключаться с лицами, получающими образование по очной форме обучения.

    Кроме того, в соответствии со статьей 173.1 ТК РФ работникам, осваивающим программы подготовки научных и научно-педагогических в заочной форме обучения, предоставляются дополнительные гарантии и компенсации.

    Ограничения по трудоустройству аспирантов в трудовом законодательстве отсутствуют.

    Согласно Положению о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122, организация вправе принять аспиранта на должность в соответствии со  штатным расписанием организации, в том числе на должность научно-вспомогательного персонала, учебно-вспомогательного персонала, инженерно-технических работников, а также на должность педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, и научного работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В случае освоения программы аспирантуры на основании договора о целевом обучении организация - заказчик целевого обучения вправе трудоустроить аспиранта.

    Кроме того, согласно федеральным государственным требованиям, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951, аспиранты, совмещающие освоение программы аспирантуры с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям программы аспирантуры к проведению практики.

  • 12. Что такое направленность (профиль) программы аспирантуры в соответствии с ФГТ?

    В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

    Пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» определено, что организация вправе установить направленность (профиль) программы аспирантуры (адъюнктуры) в порядке, устанавливаемом локальными нормативными актами организации.

    Таким образом, организация устанавливает направленность (профиль) программы аспирантуры (в случае необходимости) самостоятельно.

  • 13. Надо ли вводить в штатном расписании новую должность «Научный руководитель аспиранта»?

    Должность научного руководителя – это комплекс прав и обязанностей лица, осуществляющего научное руководство аспирантом (адъюнктом).

    Требования, предъявляемые к научному руководителю, определены Положением о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2122. Должность научного руководителя аспиранта (адъюнкта) отсутствует в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих и не является штатной должностью.

  • 14. У аспиранта, получившего отрицательное заключение, нет возможности доработать диссертацию по замечаниям и представить на повторную итоговую аттестацию?

    Порядок проведения итоговой аттестации по программам аспирантуры (адъюнктуры), утвержденный постановлением Правительства РФ 30 ноября 2021 г. № 2122, не предусматривает процедуру повторного прохождения итоговой аттестации.

  • 15. О формирования индивидуального плана работы аспиранта

    Согласно Положению о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122, аспиранту (адъюнкту) утверждается индивидуальный план работы, включающий индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план.

    Таким образом, организация утверждает аспиранту (адъюнкту) индивидуальный план работы, а индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план являются его структурными элементами.

    Вместе с тем следует отметить, что согласно пункту 4 федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов), утвержденных приказом Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951, порядок формирования и утверждения индивидуального плана работы аспиранта (адъюнкта) определяется локальным нормативным актом организации.

  • 16. Должны организации менять название направленностей (профилей) и/или менять название дисциплин в учебном плане в программах аспирантуры в связи с утверждением приказов Минобрнауки РФ от 24.02.2021 № 118 и от 24.08.2021 № 786?

    Согласно частям 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) организации, осуществляющие образовательную деятельность, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС).

    При этом в соответствии с частью 7.1 статьи 12 Федерального закона (введена Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), разрабатывают — указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

    Пунктом 8 действующего Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1259, программа аспирантуры (адъюнктуры) имеет направленность (профиль) (далее - направленность), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения. Направленность программы аспирантуры (адъюнктуры), конкретизирующую ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки устанавливает непосредственно организация.

    На основании изложенного, организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам аспирантуры (адъюнктуры) самостоятельно определяют необходимость изменения наименований дисциплин (за исключением дисциплин, которые определены ФГОС).

    Вместе с тем стоит отметить, что кандидатские экзамены в соответствии с пунктом 3 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842, сдаются в соответствии с научной специальностью (научными специальностями) и отраслью науки, предусмотренными номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утверждаемой Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Следовательно, у организации возникает обязанность (при необходимости, обусловленной изменениями научных специальностей, которым соответствует профиль программы аспирантуры (адъюнктуры)) обеспечить сдачу кандидатских экзаменов по научным специальностям в соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118.

  • 17. Вопросы, связанные с выдачей свидетельства об окончании аспирантуры

    Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения.

    Частью 7.1. статьи 12 Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования) разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее вместе – требования).

    Согласно части 4 статьи 59 Федерального закона итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.

    Следовательно, итоговая аттестация по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), сформированным в соответствии с требованиями не является государственной итоговой аттестацией.

    Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

  • 18. Структура программы аспирантуры (план научной деятельности, учебный план, итоговая аттестация)

    В соответствии с абзацем первым пункта 19 Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122, (далее – Положение) программа аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя комплект документов, в которых определены требования к результатам ее освоения, содержащий план научной деятельности, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей) и практики.

    Таким образом, план научной деятельности и учебный план являются отдельными документами программы аспирантуры (адъюнктуры).

    В соответствии с абзацем вторым пункта 19 Положения план научной деятельности включает в себя примерный план выполнения научного исследования, план подготовки диссертации и публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, а также перечень этапов освоения научного компонента программы аспирантуры (адъюнктуры), распределение указанных этапов и итоговой аттестации аспирантов (адъюнктов).

    Итоговая аттестация в рамках периода освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) относится к плану научной деятельности.