В Сириусе рассмотрели лучшие практики проведения международных исторических школ

Международное сотрудничество
Опыт исторических школ в международном молодежном сотрудничестве обсудили в рамках мероприятий председательства России в ЕАЭС. На круглом столе Минобрнауки России в Сириусе представители университетского и научного сообществ рассказали об уникальных практиках и перспективах образовательных интенсивов.

Минобрнауки России совместно с Ассоциацией «Российское историческое общество» ежегодно организует не менее четырех международных исторических школ во исполнение Поручения Президента РФ Владимира Путина.

Основная цель проекта — сохранение исторической памяти и противодействие фальсификации истории. Исторические школы объединяют студентов, аспирантов, молодых исследователей и педагогов со всего мира. По устоявшейся традиции, интенсивы проводятся в разных регионах России, каждый из них имеет собственную специфику и образовательные треки.

Проректор по науке и дополнительному образованию Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) Николай Промыслов отметил высокую заинтересованность молодых ребят в проекте. За время проведения вузом исторических школ в них приняли участие более 400 студентов из 20 стран мира, которые представили более 200 проектов. По его словам, многие из «учеников» успели защитить дипломные и даже кандидатские работы.

«Мы планируем вовлекать молодых ученых в проект, давать им площадку, чтобы они могли выступить в роли учителей», — поделился он.

Кроме того, в 2023 году в ГАУГН запланирована выездная школа, которая пройдет в Узбекистане. В ней примут участие более 100 человек из стран — участниц ЕАЭС.

Заместитель первого проректора — начальник международного управления Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) имени М. В. Ломоносова Любовь Зарубина рассказала об опыте проведения школы в Архангельске. В рамках конкурсного отбора было получено порядка 800 заявок от студентов, представляющих 48 стран и 212 университетов.

«В рамках исторической школы есть потенциал для развития новых тематических направлений. Мы готовы тиражировать наш опыт, делать школы междисциплинарными», — рассказала проректор.

Также своим опытом в рамках дискуссии поделился директор департамента «Исторический факультет» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Александр Палкин. В октябре 2022 года на площадке УрФУ собрались более 150 участников из 37 стран. Для каждого трека школы был разработан свой фирменный стиль, за счет чего была повышена медийность мероприятия.

Еще один спикер круглого стола — экс-председатель Совета молодых ученых Института Российской истории РАН Олеся Плех. Историческая школа на базе РАН объединяет классическую научную конференцию, где историки презентуют результаты своих исследований и читают научные доклады, а с другой стороны проводят исторические интенсивы. В 2022 году в них приняли участие исследователи, аспиранты, докторанты, научные сотрудники и преподаватели из Австрии, Великобритании, Грузии, Италии, Канады, Китая, Монголии, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и США.

Этим летом в Балтийском федеральном университете (БФУ) имени Иммануила Канта пройдет Историческая школа при поддержке Минобрнауки России. Директор Центра исследований исторической памяти вуза Максим Мегем обозначил основные задачи, которые ставит перед собой БФУ.

«Мы ожидаем, что в рамках мероприятия завяжутся международные контакты, начнутся совместные исследования, посвященные исторической памяти. Это очень важно с точки зрения формирования идентичности», — подчеркнул он.
К дискуссии присоединился координатор Фонда «История Отечества» Андрей Кохан. Резюмируя обсуждение, он отметил уникальность каждого курса и расширение географии участников интенсивов.

В завершении встречи было вынесено предложение провести форум для обмена опытом и разными подходами к подготовке исторических школ.

Читать также