Ученые нашли новые маркеры рака женской репродуктивной системы

Ученые определили гены, которые могут служить маркерами начала образования метастазов (вторичного очага злокачественных образований) у женщин, больных раком яичников. Исследование провели на базе Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии (НИИОПП), подведомственного Минобрнауки России.

Рак яичников — наиболее агрессивное среди злокачественных новообразований женской репродуктивной системы. Поэтому ученым важно выявить гены микроРНК, участвующие в регуляции зарождения, развития и метастазирования этого вида рака.

Причинами возникновения онкологических заболеваний могут быть процессы изменения генов, которые основаны, например, на аномальном метилировании — модификации (преобразовании) молекул ДНК без изменения генетической последовательности. Исследователи изучили уровни этого процесса и экспрессии 20 генов микроРНК на разных стадиях развития рака.

Специалисты выделили группу генов микроРНК, метилирование которых достоверно связано с зарождением раковых клеток, а также выяснили, какие гены участвуют в регуляции образования метастазов на стадии первичных опухолей яичников и стадии образования макрометастазов в брюшине.

Результаты исследования показали, что метилирование генов MIR1258, MIR137, MIR203A и MIR375 не обнаружено в опухолях больных без метастазов, но обнаружено у больных с метастазами при раке яичника, поэтому они могут найти применение в клинике как маркеры метастазирования. Ген MIR148A был сильно гиперметилирован на более поздней стадии рака, и он может служить специфическим биомаркером макрометастазов у больных раком яичников.

Кроме того, ученые определили пять генов микроРНК (MIR107, MIR125B-1, MIR130B, MIR9-1 и MIR9-3), аномальное изменение которых связано со снижением общей выживаемости больных раком яичников. Гиперметилирование MIR130B и MIR9-1 приводит к повышенному риску смерти, и эти гены могут найти применение как маркеры неблагоприятного прогноза для больных раком яичников.

Научная статья «Аберрантное метилирование 20 генов миРНК, специфически участвующих в различных стадиях распространения рака яичников: от первичных опухолей до перитонеальных макроскопических метастазов» опубликована в высокорейтинговом журнале International Journal of Molecular Sciences

Работа выполнена совместно с Национальным медицинским исследовательским центром онкологии им. Н.Н. Блохина. Исследование проведено при поддержке Российского научного фонда, выполнение расчета маркеров выживаемости — при поддержке Минобрнауки России.