В Тобольске Валерий Фальков обозначил приоритетные направления развития исторического образования в стране
Второй национальный форум преподавателей истории в Тобольске — основная площадка по выработке подходов к развитию высшего исторического образования в России. В этом году мероприятие объединило более 150 представителей ведущих вузов, руководителей органов власти в сфере высшего образования и молодых ученых-историков со всей страны.
Ключевое обсуждение форума состоялось на пленарном заседании и расширенном заседании Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки.
В этом учебном году во всех вузах страны стартовал обновленный курс «История России» для студентов неисторических специальностей. Его содержание отражено в Концепции, которая была утверждена в феврале. Курс преподается в объеме не менее 144 часов, 80 % из которых отводятся на контактную работу.
Валерий Фальков подчеркнул, что на данном этапе принципиально важно, чтобы курс читался именно так, как был задуман, — с упором на контактную работу, с как можно большим объемом живого личного общения преподавателя со студентами.
«В прошлом году здесь, в Тобольске, широко обсуждалась необходимость комплексного обновления курса «История России» для неисторических направлений подготовки. В сентябре обновленный курс стартовал, и теперь принципиально важно, чтобы он читался именно так, как был задуман, — с упором на контактную работу, с как можно большим объемом живого личного общения преподавателя со студентами, с грамотным балансом лекционных и семинарских занятий, с привлечением молодых талантливых преподавателей», — сказал Министр.
Он добавил, что обновленный курс истории — это широкое окно возможностей для развития кадрового потенциала исторических кафедр. Молодые преподаватели смогут получить новые рабочие места.
Важнейшим тезисом стал вопрос по подготовке нового учебника по истории России для высшей школы, работа над которым уже стартовала. Для удобства преподавателей новый учебник будет состоять из 30 глав — в соответствии со структурой курса. В нем будет содержательное «ядро» и материалы об истории тех отраслей, которые изучают студенты. По замыслу составителей эти «отраслевые» сюжеты будут органично вплетаться в общий рассказ об истории России. Это приведет к большей мотивации и заинтересованности студентов неисторических направлений подготовки к изучению предмета.
Отдельно Министр обозначил потребность в защите исторической правды в свете решения Рижской думы о сносе памятника советскому академику, уроженцу Риги Мстиславу Келдышу.
«Считаю принципиально важным сохранять память о выдающихся деятелях науки и техники, вклад которых принадлежит всему человечеству. В этой связи, конечно, глубокое разочарование у меня вызвала новость о решении властей одной из стран снести памятник выдающемуся математику, организатору космической программы Мстиславу Всеволодовичу Келдышу, установленный в Риге — городе, где он родился», — сказал он.
В продолжение выступления Валерий Фальков отметил, что количество бюджетных мест по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «История и археология» год от года растет. Сегодня обучение по историческим специальностям ведется в 141 вузе страны.
«В этом учебном году по программам бакалавриата и магистратуры выделено 5 321 бюджетное место, то есть на 147 мест больше, чем в прошлом. К большой семье российских вузов год назад присоединились университеты Новороссии. Суммарно Луганской Народной Республике, Донецкой Народной Республике, Херсонской и Запорожской областям на этот год было выделено 411 мест», — сообщил он.
Глава Минобрнауки России добавил, что студенты, выбирающие исторические специальности, демонстрируют высокую мотивацию. Об этом свидетельствует хороший средний балл ЕГЭ — он превышает 75, в то время как в целом по стране —70,8.
Уже третий год Минобрнауки сотрудничает с Российским историческим обществом как с «центром ответственности» по распределению бюджетных мест на исторические направления. Учитывая этот позитивный опыт, Министр поприветствовал участие Российского исторического общества в распределении и на уровне аспирантуры.
«Учитывая этот позитивный опыт, полностью поддерживаю предложение распределять не только бюджетные места в бакалавриате, специалитете и магистратуре или, как в будущем мы планируем, по программам базового и специализированного высшего образования. Но и приветствовал бы участие РИО в распределении бюджетных мест и на уровне аспирантуры», — сказал он.
В завершении Валерий Фальков вручил сотрудникам и преподавателям российских вузов благодарственные письма за значительный личный вклад в развитие исторического образования.