Студенческое самоуправление в вузах

Образование

Решать жизненно важные проблемы студентов, инициировать интересные проекты, конкурсы и мероприятия, следить за порядком в общежитии, общаться с администрацией вуза по поводу организации обучения – все это (и многое другое) задачи студенческих советов. На вопрос о том, зачем студентам управлять университетом и как они с этим справляются, – отвечают ректоры вузов и сами студенты. 

Студенческий союз 

В Союз студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета входят 17 студсоветов институтов, факультетов и колледжей и 24 объединения: штаб волонтерского движения «Горячие сердца»; студенческое научное общество; студенческий спортивный клуб, дважды побеждавший во Всероссийском фестивале ГТО; клуб ООН; клуб «Дебаты» и другие. Всего в организации работы вуза и оценке качества образовательного процесса участвуют более восьми тысяч активистов. 

«Студенты нашего вуза – это полноценные партнеры руководства в решении вопросов организации его деятельности. Очень важно, что наши студенты участвуют в жизни университета, инициируют новые проекты. В 2020 году наш вуз представил к участию в конкурсе грантов шесть проектов и получил господдержку на их реализацию. Это хороший результат, и мы всегда будем поощрять и поддерживать наших активистов», – отмечает ректор НИУ «БелГУ», профессор Олег Полухин.

Председатель Союза студентов Андрей Оробинский считает, что студенческое самоуправление – это шанс найти себя, стать тем, кем хотел, раскрыть свои таланты и понять, чего ты стоишь на самом деле. «Сейчас акцент в работе студенческого самоуправления мы делаем на дистанционном формате. Мы проводим короткие онлайн-опросы, викторины на различные темы. Участвуют в них студенты лично или командой. В феврале впервые в онлайн-формате хотим реализовать образовательный проект “Свет” для студенческого актива, где ребята получат новые знания по организации мероприятий. Весной студенты будут готовиться к традиционным Мисс и Мистер НИУ “БелГУ”. Уверен, у нас получится сделать этот год ярким и запоминающимся», – сказал Андрей Оробинский.

Школа студенческого актива  

В Пензенском государственном технологическом университете сделали ставку на воспитание лидеров, способных объединить молодежь в проектные команды. Начинается все с Программы адаптации первокурсников, тренингов на командообразование и первых творческих конкурсов, а завершается крупными проектами – от региональных до всероссийских. Так, именно ПензГТУ стал инициатором проведения в регионе первого медиафорума «МедиаПовод», первым выступил площадкой для крупных федеральных проектов – День Тренингов, Всероссийский фестиваль «Наука 0+»,  «Цифровой прорыв» и многих других.

«Прежнее руководство вуза заложило традицию ежегодно проводить несколько Школ студенческого актива, в которых рождались новые идеи по созданию креативной студенческой среды и появлялись лидеры, готовые эти идеи воплотить в вузе, – говорит ректор ПензГТУ Дмитрий Пащенко. – Возникшие по инициативе студентов интересные молодежные объединения создают сегодня в вузе неповторимую атмосферу и объединяют наших студентов в одну “рыжую” семью». 

Яркий оранжевый цвет стал корпоративным для студенческого самоуправления ПензГТУ. Он обязательно присутствует на всех эмблемах объединений, легко узнаваем и привлекает внимание тех, кто еще только думает стать активистом. «Наш цвет как огонь, который согревает ребят нашей команды и дарит энергию для реализации как небольших дел, так и крупных мероприятий, – уверен председатель студенческого совета ПензГТУ Николай Ламзин. – А энергия нам просто необходима, потому что ежегодно мы проводим в вузе более 300 студенческих мероприятий. К тому же своим опытом мы активно делимся – наши студенты и выпускники выступают организаторами и экспертами многих федеральных форумов и школ актива».

Дмитрий Пащенко добавляет, что для каждого студента участие в таких мероприятиях – это и исполнительский, и организаторский опыт, который впоследствии успешно применяется в профессиональной деятельности: «Поэтому студенческое самоуправление было и остается важной составляющей вуза, позволяет университету динамично развиваться и привлекать в систему технологического образования талантливую молодежь!» 

Совет студенческих объединений

УлГПУ студенты.jpg

Председатель Совета студенческих объединений Ульяновского государственного педагогического университета Полина Чернова входит в состав ученого совета, ее голос учитывается при вынесении всех решений руководства. Полина отмечает, что  администрация вуза всячески способствует развитию студенческого самоуправления: «Нам предоставляют помещения для репетиций и тренировок, дают возможность участвовать в различных фестивалях и конкурсах. Тем, кто хорошо учится и общественно активен, назначается стипендия ученого совета и другие поощрительные выплаты».   

Работа со студентами проводится как в стенах университета, так и на региональном, всероссийском и международном уровнях. Это, например, Школа актива «Юность», Школа  неформального образования «Insight», Клуб выходного дня, форум волонтеров «По-доброму», Песенный марафон в Татьянин день, научные игры «Что? Где? Когда?», Игры эрудитов и многое другое.

«Можно утверждать, что сегодня в нашем педагогическом университете сложилась развитая система общественной студенческой жизни, что является важным фактором формирования активной гражданской позиции молодежи в контексте решения социально значимых проблем современного общества», – считает ректор УлГПУ Игорь Петрищев. 

Самым многочисленными направлениями деятельности Совета являются Добровольческое движение, Студенческий профсоюз, медиацентр ULEY, спортивный клуб «Спарта», Культурный центр, Гражданско-патриотический сектор, Научное студенческое общество. 

Что еще? 

Студенческий деканат в Дагестанском государственном университете помогает студентам решить проблемы в области образовательного процесса, занимается адаптацией к жизни на факультете и повышает уровень доступности образовательного контента. «На занятиях мы приобретаем знания, а студенческое самоуправление позволяет прокачать навыки, которые  важны в построении будущей карьеры. Здесь я учился работе в команде, планированию, управлению проектами и многому другому», – считает студенческий декан экономического факультета Мурад Джалиев. 

Объединенный совет обучающихся Воронежского государственного технического университета создал Комиссию по занятости и трудоустройству. Были организованы и проведены онлайн-встречи с потенциальными работодателями, а для студентов прошли мастер-классы по составлению резюме, прохождению собеседования и основам трудового законодательства. Одним из важных проектов работы совета стал «Студенческий кадровый резерв», направленный на обучение студентов по темам, связанным с деятельностью вуза, организацией образовательного, воспитательного процесса, обучения различным навыкам и умениям. 

В Крымском федеральном университете Совет обучающихся весной, в период введения всеобщего карантина, организовал базовую платформу для дистанционного обучения. «Платформой стала соцсеть “ВКонтакте”. За две недели мы освоили весь необходимый инструментарий, создали группы и беседы. Наши активисты поэтапно объясняли преподавателям, как работать в новом формате. Мы активно общались со студентами, стараясь учитывать их пожелания, запустили регулярные видеоконференции ректора. Так в вузе образовался ситуационный центр как отдел, который оперативно реагирует на проблемы обучающихся», – отметил председатель студенческого совета КФУ Игорь Бойко.

Иностранные студенты Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе объединились и создали Совет иностранных обучающихся, куда входят представители 20 стран. В рамках международных профессиональных ассоциаций в качестве официальных студенческих секций организованы научно-просветительские сообщества: MGRI SPE Student Chapter, MGRI AAPG Student Chapter и MGRI SEG Student Chapter. Внутри секций студенты занимаются научными проектами, инновационными разработками, просветительской и общественной деятельностью, участвуют в конференциях, форумах, конкурсах. «Студенческое самоуправление – это не орган, не должности. Это инициатива, ответственность и предприимчивость, это важнейший генератор позитивной повестки молодежной политики», – сказал проректор по инновационной деятельности и молодежной политике МГРИ Юрий Панов.

Читать также