Участники экспедиции на НИС «Академик Иоффе» получили данные, которые помогут прогнозировать климатические изменения в Арктике

Наука и образование

В Год науки и технологий Институт океанологии Российской академии наук (ИО РАН) и Московский физико-технический институт (МФТИ) впервые провели совместную научно-образовательную экспедицию в Карском море на борту научно-исследовательского судна «Академик Иоффе». 

Научные работы прошли в районе эстуария (затопляемое устье реки) и приустьевой зоны рек Обь, Енисей и Пясина, проливов Карские Ворота и Вилькицкого и глубоководных желобов Святой Анны и Воронина. 

«Помимо запланированных исследований по изучению распространения и трансформации стока Великих сибирских рек Оби и Енисея, благодаря сложившейся ледовой обстановке удалось дойти до 83° с.ш. и провести подробную гидрологическую съемку желоба Святой Анны и прилегающего района континентального склона. Подобные масштабные работы в этом районе проводятся достаточно редко, примерно раз в 15 лет. Полученные данные уже сейчас дали уникальный результат ― улучшили наше понимание гидрологических процессов в одном из ключевых районов формирования крупномасштабного потока тепла из Северной Атлантики в Северный Ледовитый океан. Эти исследования очень важны для прогнозирования климатических изменений в стремительно теплеющей Арктике», ― говорит руководитель научных работ экспедиции, молодой ученый Института океанологии, доктор физико-математических наук Александр Осадчиев.

На борту судна работали семь отрядов по таким основным научным направлениям, как гидрофизика, гидрохимия, гидробиология, пластиковое загрязнение, метеорология, ветровое волнение и дистанционное зондирование. Экспедиция собрала представителей 13 научных институтов и университетов: 19 молодых ученых из ИО РАН, Центра морских исследований МГУ, Морского гидрофизического института РАН, Государственного океанографического института и Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН и 32 студента и аспиранта из МФТИ, Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного гидрометеорологического университета, Российского технологического университета МИРЭА, Российского национального исследовательского медицинского университета имени им. Н.И. Пирогова, Севастопольского государственного университета.

«Столь масштабная экспедиция, организованная силами молодых ученых, прошла впервые. Наш опыт показал, что совместными усилиями научных институтов и вузов при поддержке Минобрнауки России появилась возможность проведения экспедиций, позволяющих не только достичь высококлассных научных результатов, но и привлечь в научную работу студентов ― будущих специалистов-океанологов. Площадка «Плавучего университета» ИО РАН и МФТИ позволила реализовать интересы выдающихся молодых ученых из разных научных организаций. Их объединило желание получить передовые научные результаты и одновременно передать опыт выполнения морских исследований студентам в ходе совместной работы над научными задачами, а потом привлечь в свои лаборатории молодых сотрудников. При этом действующая с 2018 года программа позволила отобрать в экспедицию действительно заинтересованных и мотивированных студентов, что очень важно для научных исследований и их будущего научного развития», ― прокомментировала начальник экспедиции и руководитель научно-образовательной программы «Плавучий университет» ИО РАН, кандидат физико-математических наук Наталья Степанова.

Проект поддержан Министерством науки и высшего образования РФ и Фондом целевого капитала МФТИ и проходит в рамках нацпроекта «Наука и университеты» и Года науки и технологий, а также входит в перечень мероприятий, включенных в план председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 годах. 

Научно-образовательная программа «Плавучий университет» ИО РАН и МФТИ представляет собой годовой цикл, включающий научную школу, полевые исследования, публикацию и выступление с полученными результатами. Подобный подход помогает начинающим специалистам интегрироваться в работу действующих научных лабораторий для проведения дальнейших совместных исследований, а привлечение к программе молодых ученых в качестве руководителей позволяет повысить их собственные профессиональные навыки и обогатить научные лаборатории новыми студентами-аспирантами, из которых впоследствии могут вырасти высококлассные специалисты-океанологи. 


Читать также