Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий будет продлена до 2030 года

Соответствующее решение огласил Президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития генетических технологий. На встрече обсудили материально-техническое и кадровое наполнение отрасли, а также кооперацию реального сектора экономики со сферой исследований и разработок.

Участие в совещании приняли члены Правительства, руководители научных и образовательных организаций. С докладом выступил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Действие научно-технической программы в области сельского хозяйства уже продлено до 2030 года. Аналогичное решение предлагаю принять и в отношении программы развития генетических технологий, обеспечить ее финансирование, адекватное тем масштабным результатам, которые нам необходимы в этой сфере. Генетические технологии сегодня — это основа для передовых решений во многих отраслях экономики и бурного развития новых производств», — отметил Президент.

Он пояснил, что, прежде всего, речь идет «о выпуске эффективных лекарств, экологически чистых продуктов питания, о технологиях для промышленности, включая очистку воздуха, почвы, защиту окружающей среды, и, наконец, это широкие возможности для климатических проектов, для утилизации углеродных выбросов».

Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова в своем выступлении напомнила, что программа развития генетических технологий реализуется с 2019 года, а головной ее организацией является НИЦ «Курчатовский институт».

«Общий бюджет программы до 2027 года составляет 127 млрд рублей, из которых 111,5 — федеральный бюджет. В ее реализации участвует более 100 научных организаций и вузов. Продолжают свою работу созданные в форме консорциумов три центра геномных исследований мирового уровня по четырем направлениям: биобезопасность, медицина, сельское хозяйство и промышленность. За последние три года на их развитие выделено 7,3 млрд рублей», — акцентировала вице-премьер.  

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков рассказал о кадровом обеспечении сферы генетических технологий. По его словам, подготовка высококвалифицированных специалистов для отрасли затрагивает все уровни образования, от школы до аспирантуры.

«Был отмечен недостаток качественных методических материалов по современной генетике. После этого вузами и НИИ были разработаны учебное пособие «Генетика» для 10-11-х классов и «Практическая молекулярная генетика для начинающих» для 8-9-х классов. «Курчатовский институт» совместно с Академией Минпросвещения разработал онлайн-курс по преподаванию генетики в школах. Минобрнауки совместно с образовательным центром «Сириус» разработали перечень оборудования для оснащения базового класса генетики в школе», — сообщил глава ведомства.

Валерий Фальков также отметил, что увеличено количество бюджетных мест по направлениям подготовки, в которых изучаются дисциплины в сфере генетики, в том числе в ординатуре и аспирантуре. В Московском, Санкт-Петербургском и Новосибирском государственных университетах — ключевых центрах подготовки кадров — рост составил до 30%. Кроме того, в российских вузах появились такие образовательные программы, как «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика», «Алгоритмы анализа больших биологических данных», «Интегрированная структурная биология и генетика».

Министр заметил, что ведомством для предоставления грантов отобраны 22 исследовательские программы в области генетики.

«Они должны к 2024 году обеспечить подготовку не менее 4,4 тыс. специалистов в области разработки и применения генетических технологий. Программы будут выполняться молодыми исследователями, аспирантами, которые по итогам смогут защитить диссертацию и стать специалистами высшей категории. Семь программ сформированы на принципах гражданской науки. Суть такого подхода состоит в массовом привлечении обучающихся и простых граждан к исследованиям», — пояснил Валерий Фальков.

В завершение своего выступления глава Минобрнауки России обратил внимание на необходимость совершенствования образования в области этических и правовых вопросов применения результатов исследований и изменения генома и значимость подготовки кадров в области биоэтики.

Читать также