От военных врачей до врачей-кибернетиков. Вузы — участники программы «Приоритет 2030» рассказали о новых медицинских специальностях

В честь Дня медицинского работника участники федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» рассказали о развитии высшей медицинской школы на примере своих университетов.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова позиционирует себя как медицинский исследовательский университет номер один в России и взаимодействует с международными партнерами в области биомедицины. В этом году в международной школе «Медицина будущего» Научно-технологического парка биомедицины открыты новые направления подготовки. Направление «Механика и математическое моделирование» (бакалавриат и магистратура) выберут абитуриенты, мечтающие поставить математику на службу здравоохранению. Студентов будут учить проектировать и испытывать приборы и изделия персональной диагностики и скрининга состояния здоровья, разрабатывать методику обработки цифровых изображений, а также применять методы численного анализа и компьютерного моделирования для решения конкретных клинических задач. А на направлении «Информационные системы и технологии» (бакалавриат и магистратура) студентов научат внедрять информационные и телемедицинские технологии в деятельность медицинских организаций, совершенствовать комплекс программ регистра медицинских и фармацевтических работников, регистра медицинской техники и средств медицинского назначения, электронную медицинскую карту.

О востребованности медицинских кадров Балтийского федерального университета (БФУ) им. Иммануила Канта говорит тот факт, что практически всех студентов лечебных направлений приглашают на работу уже начиная с третьего курса. С нового учебного года Медицинский институт станет Высшей школой медицины и частью крупного кластера «МедБио». В результате появятся новые междисциплинарные компетенции, учебные модули, станет возможным применение на практике самых современных разработок и методик, главная задача которых — создать в регионе индустрию здоровьесбережения.

«На наш взгляд, обеспечить первоклассную систему здравоохранения возможно на стыке медицинского образования с физикой, химией, биологией и цифровыми технологиями. А это значит, что студенты, помимо классических дисциплин, будут изучать молекулярную генетику, машинное обучение, построение нейросетей, биоинформатику, радиомику и цифровую диагностику, биобанкинг и многое другое», — уверен ректор БФУ им. И. Канта Александр Федоров.

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова — единственное в Российской Федерации учебное заведение, выпускающее военных врачей. Целевое назначение выпускников академии — служба в войсках (во флотах) на врачебных и фельдшерских должностях. Здесь проходит набор курсантов для обучения по специальностям «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» и «Фармация». Программа обучения на факультетах дифференцирована в зависимости от выбранного рода войск. Самым многочисленным учебным подразделением академии является факультет подготовки военных врачей для ракетных, сухопутных, воздушно-десантных войск Министерства обороны РФ, а также врачей для других силовых структур. Здесь же можно получить образование по уникальной специальности «Лечебное дело в силах флота». Курсанты этого факультета проходят корабельную практику, проводятся занятия с погружением под воду, в барокамерах. А факультет подготовки врачей для воздушно-космических сил готовит специалистов на должности авиационных врачей всех видов и родов авиации, Центра подготовки космонавтов в Звездном городке. Особенностью обучения в академии, в отличие от гражданских медицинских вузов, является повышенное внимание к изучению вопросов экстремальной медицины. Перечень теоретических знаний и практических навыков, освоенных выпускниками по этому направлению, значительно шире, чем это определено государственными стандартами для гражданских специалистов.

В Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского с прошлого года ведется набор на новый факультет фундаментальной медицины и медицинских технологий, открытый по инициативе Председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина. В современной медицине огромная роль отводится технической и технологической оснащенности, информационным технологиям, позволяющим на высоком уровне и эффективно проводить лабораторную и инструментальную диагностику для выявления различных заболеваний, в том числе на ранней стадии. Поэтому актуальность и перспективность междисциплинарной подготовки по таким специальностям, как «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», очевидна. Выпускники имеют возможность стать врачами-генетиками, вирусологами, бактериологами, специалистами функциональной диагностики, врачами-кибернетиками, врачами-статистиками и IT-специалистами в медицине. Будущие выпускники смогут работать не только в медицинских организациях, но и в научно-исследовательских институтах и лабораториях, в крупных компаниях, связанных с разработкой и внедрением новейшего медицинского оборудования.

В Сибирском государственном медицинском университете также ведется подготовка по новым и актуальным для отрасли направлениям подготовки. В 2021 году в рамках реализации программы развития «Приоритет 2030» в университете был создан Институт интегративного здравоохранения, объединивший такие специальности, как «Менеджмент в здравоохранении», «Клиническая психология», «Социальная работа», «Сестринское дело». Институт объединяет усилия междисциплинарных специалистов для обеспечения высокого качества подготовки. Обучение ведется в принципиально новом формате: по коммуникативно-активной модели вместо трансляционно-педагогической. Модель ориентирована на индивидуализацию образовательного процесса и адаптацию образовательных программ под актуальные вызовы системы здравоохранения.

Читать также