Образовательное сотрудничество России и Беларуси сыграет важную роль в достижении технологического суверенитета

Международное сотрудничество

Актуальные направления экономической интеграции России и Беларуси и вопросы технологического суверенитета двух стран обсудили спикеры круглого стола «Союзное государство: стратегия взаимодействия России и Беларуси». Мероприятие прошло в рамках Петербургского международного экономического форума.

Модератором дискуссии выступил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. В круглом столе приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь Николай Снопков, а также представители профильных министерств и ведомств двух стран.

«На сегодняшний день сложилось три орбиты евразийской интеграции: Союзное Государство России и Белоруссии, Евразийский экономический союз и Содружество Независимых Государств. Каждое из этих объединений характеризуется различной сферой компетенций, собственным порядком принятия решений, разными уровнями глубины интеграционного взаимодействия. Наиболее глубокая интеграция обеспечена именно Союзным Государством. И именно Союзное Государство приняло основной удар от санкционного экономического давления на наши страны в прошлом году. Это в какой-то степени подтолкнуло наши страны к дальнейшей кооперации», — подчеркнул зампред Правительства.

Минобрнауки России на площадке круглого стола представил заместитель Министра Константин Могилевский. Он остановился на роли образовательного сотрудничества в обеспечении технологического суверенитета Союзного государства.

«Те задачи, которые стоят перед нашими образовательными учреждениями, встроены в большой комплекс задач, которые решает наука. В первую очередь — это обеспечение технологического суверенитета. И преимущественно взаимодействие у нас строится между университетами на инженерно-техническом треке», — отметил заместитель Министра.

По словам Константина Могилевского, на укрепление этого взаимодействия направлен целый ряд мероприятий. В частности, Минобрнауки России в апреле текущего года был реализован проект «Школа Союзного государства по инженерным наукам». В течение двух недель российские и белорусские студенты участвовали в мастер-классах и практикумах, встречались с экспертами и представителями бизнес-сообщества, защищали свои проекты и делились опытом.

Организаторами Школы выступили три вуза — участника федерального проекта «Передовые инженерные школы»:

  • Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого;
  • Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого;
  • Псковский государственный университет.

Еще одной важной площадкой для демонстрации достижений и обмена опытом между молодыми исследователями стал Конгресс молодых ученых Беларуси и России.

Константин Могилевский подчеркнул, что стороны готовы и в дальнейшем развивать сотрудничество по этому направлению. Кроме того, планируется синхронизировать подходы к воспитательной работе, а также совместно организовывать историко-просветительскую деятельность.

Важным шагом на пути укрепления технологического суверенитета России и Беларуси станет подписание Стратегии научно-технологического развития Союзного государства. Как сообщил Константин Могилевский, документ уже прошел большой круг согласований и может быть принят не позже осени текущего года.

Замминистра отметил, что в настоящее время ведется проработка целого ряда мер, которые позволят сделать высшее образование в России и Беларуси более привлекательным для граждан Союзного государства. В настоящее время в России обучается более 13 тыс. белорусских студентов, 1 097 человек из них за счет квот Правительства РФ.

Со своей стороны, Дмитрий Мезенцев предложил проработать вопрос о поддержке наиболее талантливых студентов за счет бюджета Союзного государства. Также государственный секретарь поблагодарил Минобрнауки России и Валерия Фалькова за успешную практику взаимодействия по тем инициативам, которые выдвигаются научным и вузовским сообществами.

Читать также