Ольга Петрова: Задача системы высшего образования — дать все возможности любому студенту, который хочет учиться

В Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы при поддержке Минобрнауки России стартовала работа Международной научно-практической конференции, посвященной вкладу вузов в развитие инклюзивной культуры в обществе. Участие в ней принимают более 600 экспертов: представители российских вузов, в том числе из Луганской и Донецкой народных республик, а также стран СНГ, Молдовы и Нидерландов.

На конференции участники обсудят основные приоритеты и направления развития инклюзивной культуры в системе высшего образования в России и стран СНГ. Кроме того, эксперты рассмотрят вопросы непрерывного и доступного образования, государственной политики в сфере развития инклюзивной культуры и эффективные практики.

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова отметила, что в РУДН накоплена практика осмысления инклюзии, которую необходимо использовать в работе других вузов, а также дополнять и расширять уже имеющиеся практики.

«Речь идет о культуре инклюзии, которая связана с культурой качества и со средой, в которой обучаются ребята. Задача системы высшего образования — дать все возможности любому студенту, который хочет учиться. Если есть способности и желание реализовывать свой потенциал, то доступная среда в наших вузах поможет в этом. И мы подразумеваем не только обустройство помещений и инфраструктуру — также важны принятие и восприятие. В РУДН это чувствуется сразу», — подчеркнула Ольга Петрова.

В настоящее время в российских вузах обучается почти 36 тыс. студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В рамках приемной кампании 2023/2024 года около 11 тыс. абитуриентов с особыми образовательными потребностями зачислено на программы высшего образования. Этот показатель увеличился на 40% в сравнении с 2019 годом.

Для их обучения Минобрнауки России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти создана сеть ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) на базе университетов. Они оказывают системные меры поддержки студентам.

Сегодня сеть включает 25 РУМЦ и 650 вузов-партнеров. Их основная задача — обеспечить комплексное сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ на различных этапах: профессиональной ориентации, обучения и трудоустройства с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся.