Порядка 90% выпускников вузов устроились на работу

В 2021 году из российских вузов выпустилось 746 597 человек. По данным мониторинга на середину июля 2022 года*, трудоустроились в течение года 89% из них.

Минобрнауки России активно работает над содействием занятости выпускников. С конца апреля 2022 года при министерстве заработал Экспертный центр карьеры и реализации профессиональных возможностей молодежи, который проводит бесплатное обучение для руководителей и сотрудников центров карьеры в вузах.

Показатели трудоустройства за 2021 года по сравнению с 2020 годом выросли больше всего выросли в Ленинградской и Брянской областях (на 13% в обоих регионах), в Курганской области и Камчатском крае (на 11% в обоих субъектах) и в Смоленской, Липецкой областях и Ставропольском крае (на 10% в каждом регионе). 

Руководители российских вузов в регионах, где за год выросли показатели трудоустройства, отмечают, что в последнее время серьезно переформатирована работа с выпускниками. Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отмечает, что сейчас она сосредоточена в Центре трудоустройства и развития карьеры вуза – это позволяет сделать ее системной и планомерно отслеживать результаты деятельности и ситуацию на рынке труда. 

«В целом выпускников, трудоустроенных после окончания университета, становится больше. Если в 2019 доля занятых (в том числе продолживших обучение в магистратуре или аспирантуре) составляла 83%, то в 2020 – 95%. Особенно я хотел бы отметить, что все больше студентов устраиваются на работу еще во время обучения. Так, в первый год пандемии мы присоединились к программе Минобрнауки России и в рамках поддержки наших студентов трудоустраивали их в университете, сейчас программа не сократилась. Очень приятно, что наши выпускники остаются работать в вузе и занимаются разными направлениями», – делится опытом Михаил Артеменков.

По словам ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академика РАН Андрея Рудского, успешное трудоустройство выпускников является важным мерилом качества образовательного процесса любого вуза.

 «В Политехе мы внимательно следим за карьерой наших выпускников и с гордостью можем сказать, что значительная их часть занимает ведущие позиции в лучших российских компаниях. По данным платформы «Факультетус», 93% выпускников 2020 года трудоустроены официально, а среди выпускников 2021 года число трудоустроенных студентов составляет 97%, – отмечает Андрей Рудской. – Содействие развитию карьерного пути студентов в Политехе ведется по нескольким направлениям. Наши студенты получают качественное фундаментальное образование в одном из лучших технических вузов страны. У университета серьезные связи с индустриальными партнерами: это позволяет студентам в рамках обучения решать реальные практические кейсы действующих производств в тесной связке с сотрудниками компаний. Благодаря этому многие студенты получают предложения о трудоустройстве задолго до получения диплома».

Ректор Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Дмитрий Беспалов отмечает, что взаимодействие университета с работодателями сейчас выходит на новый уровень, так как обучение становится все более практикоориентированным. В вузе проводятся различные чемпионаты, хакатоны, классические ярмарки вакансий, а также карьерные мастерские – сообщества молодых людей, уже более опытных в вопросах трудоустройства, которые помогают своим однокурсникам адаптироваться на рынке труда и найти работу.

«Мы создаем базовые кафедры совместно с ключевыми партнерами, работодатели привлекаются к разработке образовательных программ, участвую в создании кадровых резервов из числа обучающихся и так далее. Одна из главных задач при взаимодействии студентов и работодателей – это познакомить ребят с особенностями работы разных компаний определенной отрасли. Чтобы студент еще на первом курсе смог получить понимание о том, где и кем он хочет работать по окончании обучения», – рассказывает ректор СКФУ.

О значимости сотрудничества вузов и работодателей говорят и представители компаний. По словам Татьяны Авдеевой, бизнес-партнера по управлению персоналом Ставропольского отделения Юго-Западного банка Сбербанк, потенциальному нанимателю важно, чтобы студент, получая статус выпускника, обладал не просто багажом накопленных теоретических знаний, но и был погружен в профессиональный контекст, создавая серьезную конкуренцию на рынке труда. 

«Именно поэтому Сбер заключил соглашения с ключевыми учебными заведениями Ставрополья, в рамках которых студенты, которые рассматривают Сбер как потенциальное место работы, могут попасть на практику или стажировку в крупнейший банк страны. Помимо этого, благодаря плотной работе с Центрами развития карьеры и молодежного предпринимательства учебных заведений в регионе растет число совместных проектов, а эксперты Сбера регулярно выступают на образовательных мероприятиях и делятся опытом с подрастающим поколением специалистов», – отмечает Татьяна Авдеева.

В Госкорпорации «Росатом» также уделяют большое внимание привлечению талантливых студентов на работу. Ежегодно в атомную отрасль трудоустраиваются около 2 тыс. выпускников вузов и колледжей. Как отмечает Юлия Ужакина, генеральный директор Корпоративной Академии Росатома, подбор потенциальных соискателей проводится путем проведения собственных мероприятий в вузах, участия в федеральных проектах для школьников и студентов и поиска новых форматов, таких как открытие диджитал-центров в ННГУ и ОЦ «Сириус». Также Росатом ежегодно организует стажировки и практики для более 5 тыс. студентов, так как невозможно понять специфику работы, не попробовав в нее погрузиться.

«Один из примеров такого взаимодействия – совместная магистерская программа «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство», которую в 2021 году запустили Центр Цифрового Инжиниринга (ЦЦИ) ООО «Центротех-Инжиниринг» и СПбПУ им. Петра Великого. Каждый год в группу ЦЦИ попадает 11-12 студентов, которым предприятие предлагает актуальные темы магистерских работ. При желании студенты могут трудоустроиться в ЦЦИ на неполный рабочий день и получить практический инженерный опыт уже во время учебы. А к моменту получения диплома такой выпускник-магистр уже имеет два года реальной практики и портфолио с реализованным рабочим проектом», – рассказала Юлия Ужакина.

Напомним, в марте этого года Минобрнауки России запустило Экспертный центр, в задачи которого будет входить трансформация центров карьеры в университетах. Он осуществляет аналитическое, методологическое, экспертное и информационно-техническое сопровождение центров карьеры, а также координировать вопросы их цифровой трансформации, включая систему мониторинга, сбора и анализа данных.

*данные подсистемы «Аналитика трудоустройства» единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа России.