Минобрнауки России: в аграрной отрасли сложился большой запрос на инженерные компетенции

Новости Министерства
Агропромышленный комплекс (АПК) в России сформировал запрос на современные инженерные решения, поэтому в образовательные программы по аграрной подготовке включаются соответствующие технические компетенции. Эту работу Минобрнауки России проводит с различными компаниями, в том числе с «Иннопрактикой», сообщил замглавы Минобрнауки России Андрей Омельчук.

Заместитель Министра принял участие в сессии «Технологический суверенитет в АПК: вызовы и возможности» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). По его словам, аграрное образование в последние годы сделало серьезный шаг вперед, что является результатом совместной работы Минобрнауки России, Минсельхоза России и «Иннопрактики». Программа «Приоритет-2030» национального проекта «Наука и университеты» позволила некоторым вузам занять лидирующие позиции по подготовке кадров для этой отрасли.

«Сегодня у аграрной отрасли достаточно большой запрос на современные инженерные решения. Университеты ориентированы на достижение тех показателей и в тех сферах, которые определены госпрограммами и стратегическими документами. В первую очередь, это Доктрина продовольственной безопасности РФ и Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ до 2030 года. Вузы активно встраиваются в решение задач по развитию сельскохозяйственного машиностроения, внедрению и масштабированию цифровых технологий и роботизированных систем для АПК», — отметил Андрей Омельчук.

По его словам, в современных реалиях развитие АПК без инженерных решений невозможно.

«Развитие агропромышленного комплекса без инженерных решений невозможно. Минобрнауки России совместно с партнерами работает над включением во все программы аграрной подготовки инженерных компетенций. Для того чтобы отвечать на современные вызовы, университеты должны одновременно с подготовкой кадров выдавать технологические решения, обеспечивающие технологический суверенитет. В современных условиях вузам, ориентировавшим свои проекты на сектор АПК, необходимо сфокусироваться на разработке и внедрении критических и сквозных технологий для отрасли», — добавил Андрей Омельчук.

Заместитель Министра сообщил, что важным является также формирование сетевых образовательных программ между аграрными вузами и инженерными университетами, поскольку стык наук и компетенций сегодня крайне важен. Это позволяет ускоренно достигать необходимых результатов. Вузы сегодня понимают масштабы вызовов и задач и работают в этом направлении.

Развитие АПК отражено в Концепции технологического развития РФ до 2030 года, обратил внимание Андрей Омельчук. В документе упор сделан на сквозные технологии, в том числе одним из приоритетных направлений выделены живые системы и генетика.

Кроме того, не стоит забывать про мотивацию абитуриентов, сказал заместитель Министра. Вузы должны предлагать современную программу подготовки кадров для аграрной отрасли, а крупным агрохолдингам следует принимать участие в обучении студентов. Немаловажную роль в повышении интереса к специальностям играют олимпиады, поскольку через задания у обучающихся появляется представление о будущей работе. В этом плане Минобрнауки поддерживает олимпиаду для старшеклассников «Иннагрика».

В настоящее время в программе «Приоритет-2030» участвуют свыше 30 университетов (из них 6 — подведомственных Минсельхозу России), которые реализуют стратегические проекты, направленные на развитие биотехнологий, селекционных и генетических технологий в растениеводстве и животноводстве, на внедрение цифровых технологий и роботизированных систем в АПК.

Университеты, отобранные в «Приоритет-2030», ориентированы на достижение тех показателей и в тех сферах, которые определены государственными программами и стратегическими документами федерального уровня. В первую очередь, это Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации и Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.

Документы предусматривают реализацию мероприятий по улучшению генетического потенциала в животноводстве, развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур, разработке и внедрению технологии производства кормов и кормовых добавок для животных и так далее.

Читать также