В Общественной палате Валерий Фальков представил отчет о работе в научно-образовательной сфере

Новости Министерства

На заседании Общественного совета при Минобрнауки России Валерий Фальков России назвал основные задачи, стоящие сегодня перед системой высшего образования.

Открывая заседание, секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева отметила высокую эффективность работы Общественного совета при Минобрнауки России. По ее словам, он входит в топ-5 советов.

Глава Минобрнауки России напомнил, что Президент России Владимир Путин во время Послания Федеральному Собранию обозначил, что в системе высшего образования назрели существенные изменения с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни.

«Любые изменения должны быть хорошо продуманы, взвешены и обсуждены. Они точно должны вести к тому, чтобы появились дополнительные возможности, а не проблемы. В этой связи Министерство старается сейчас работать со всеми без исключения заинтересованными представителями экспертного сообщества и вузовского сообщества», — подчеркнул он.

Министр обозначил основные задачи, которые сегодня стоят перед системой высшего образования:

— обеспечение кадровых потребностей национальной экономики;

— обеспечение научно-технологического суверенитета: для вузов важно коммерциализировать результаты исследований, которые ведут ученые, развивать взаимодействие с бизнесом;

— формирование патриотического мировоззрения молодежи.

По его словам, больше 60% выпускников школ имеют возможность получить образование бесплатно.

«Сегодня у нас самая высокая за последние годы доступность высшего образования. Важно не только сохранить такую тенденцию, но и принципиальное внимание уделить его качеству в привязке к большой территории нашей страны», — отметил глава Минобрнауки России.

Общий объем бюджетных мест на 2024/2025 учебный год в российских вузах составит 620,5 тыс., из них новым регионам будет направлено 28,5 тыс.

В своем докладе глава Минобрнауки обозначил основные проекты и программы, направленные на развитие высшего образования и науки

Программа «Приоритет-2030» направлена на поддержку программ развития университетов. Сегодня в ней участвуют 118 вузов из 50 регионов России. Благодаря ей уже разработано более 1 тыс. новых образовательных программ, создано более 500 научно-исследовательских лабораторий, свыше 14 тыс. преподавателей стали участниками программ академической мобильности. По поручению Президента программа будет продлена до 2030 года с финансированием 190 млрд рублей.

Передовые инженерные школы. Их цель —подготовка инженеров для высокотехнологичных компаний. Уже создано 30 таких школ. Среди партнеров передовых инженерных школ — более 160 высокотехнологичных компаний-партнеров, в них обучается более 6 тыс. студентов, а более 20 тыс. школьников приняли участие в мероприятиях ПИШ. Еще 20 школ будет создано до конца 2024 года. По поручению Президента их количество будет увеличено до 100.

Платформа университетского технологического предпринимательства. Федпроект направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи. В нем задействовано более 350 университетов из 78 регионов России.

Современные университетские кампусы. Уже сегодня реализуются 17 проектов кампусов. В результате их создания вузы, на территории которых создаются кампусы, получат более 62,1 тыс. мест для проживания студентов, аспирантов и молодых ученых.

Продолжается работа по популяризации науки.

«Идет третий год Десятилетия науки и технологий, которое было объявлено Президентом России Владимиром Путиным. За это время появились новые знаковые мероприятия, такие как Конгресс молодых ученых. Это масштабное событие решает как минимум две основные задачи Десятилетия — по привлечению молодежи в науку и популяризации научного знания и технологий», — отметил глава Минобрнауки России.

Министр отметил возросшую популярность Всероссийской премии «За верность науке» и пригласил участников заседания Общественного совета посетить павильон Минобрнауки России на Международной выставке-форуме «Россия», посвященный проведению Десятилетия.

Среди основных достижений:

— проведено 5 тыс. мероприятий федерального и регионального уровня, в которых приняли участие 30 млн человек;

— реализованы 39 проектов научного волонтерства, 9 научных детских площадок, 43 маршрута научно-популярного туризма в 17 регионах;

— 82 региона приняли региональные планы проведения Десятилетия;

— стартовала работа портала «Живая история науки».

Также Валерий Фальков назвал основные характеристики обновляемой системы высшего образования. Они будут включать:

— Целостность и достаточность программ, что позволит выпускнику получить полноценное высшее образование без необходимости продолжения учебы в магистратуре.

— Фундаментальность, которая была характерна для советской системы.

— Практикоориентированность, подразумевающую тесную связь вуза с рынком труда.

— Гибкость образовательных программ в зависимости от выбранной профессии и отрасли.

Сейчас в пилотном проекте по апробации системы участвуют шесть ведущих вузов: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Читать также