Лингвисты рассказали, зачем и как государство помогает сохранять исчезающие языки

Новости подведомственных учреждений
«Кто мешает малочисленному народу просто говорить на родном языке?»

Именно такой вопрос мы увидели в комментарии к посту об исследователях, занимающихся изучением и популяризацией исчезающих языков России. Он показался нам, с одной стороны, закономерным, с другой стороны, интересным и позволяющим поглубже познакомиться с этой стороной работы филологов. Его и еще несколько вопросов мы задали специалистам.

Нашими собеседницами стали Татьяна Агранат, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и сравнительного языкознания Московского государственного лингвистического университета, и Ольга Казакевич, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией исследования и сохранения малых языков Института языкознания РАН.


на фото: представитель малого народа российского Севера

— Почему исчезают языки? Естественный ли это процесс?

— Татьяна Агранат: В истории человечества языки вымирали всегда, и большинство из них не дошло до нас в письменной фиксации. Это естественный, неконтролируемый процесс. Но возникали другие языки: носители какого-то языка расселялись на большой территории, язык разделялся на диалекты, которые с течением времени переставали быть взаимопонимаемы, вступали в контакты с другими, соседними языками и т.д. Все изменилось в эпоху глобализации, когда в геометрической прогрессии увеличивается скорость поглощения малых языков большими. Языки исчезают, но новые не появляются.

— Ольга Казакевич: Языки исчезали в прошлом и исчезают сегодня. Разница только в том, что сегодня процесс исчезновения языков ускорился и приобрел массовый характер. Язык может исчезнуть вместе с народом, говорившим на нем, если народ физически перестанет существовать, например, вследствие эпидемии. Но все же чаще исчезновение языков связано с контактами носителей этих языков с народами, говорящими на других языках.

К исчезновению языков ведут не только прямые запреты их использования. В ситуации языковых контактов социально-экономическое неравенство носителей языков часто ведет и к языковому неравенству. Язык правящей элиты и/или язык большинства становится более престижным, этот язык открывает путь к получению образования, с ним связывают успех в жизни и достаток. И тогда у носителей менее престижного языка может возникнуть ощущение, что он их детям не нужен, что их дети должны с рождения усвоить престижный язык, и этого им будет достаточно для счастливой жизни. Это становится началом языкового сдвига — постепенного перехода малой этнической группы со своего языка на язык с большим престижем, язык большинства. Естественное завершение языкового сдвига — исчезновение языка с уходом из жизни его последнего носителя.

— Должно ли государство сохранять языки? Или это задача самого народа? Достаточно ли сейчас делается для сохранения языков малых народов? Кто и что может еще сделать для этого?

— Т.А.: Если государство не хочет лишиться культурного наследия, оно должно сохранять языки. Участие народа в сохранении языка необходимо, но не достаточно, без участия государства в этом процессе успех невозможен, в частности, должна быть финансовая поддержка мер по сохранению языков. Необходимо привлечение специалистов для определения мер по сохранению каждого конкретного языка и помощи языковому сообществу и языковым активистам в реализации этих мер.

— О.К.: Государство, безусловно, должно способствовать сохранению языкового разнообразия на территории страны. Это часть национального достояния, возможно, более важная, чем флора, фауна и полезные ископаемые.

Однако нет сомнения и в том, что без инициативы со стороны самих народов поддержка языков невозможна. Сегодня набирает силу движение языкового активизма. Часто активистами становятся люди, уже не говорящие на языке своих предков, но стремящиеся выучить его и сделать так, чтобы он не исчез с уходом из жизни последних его носителей. Это движение заслуживает всяческой поддержки как со стороны государства, так и со стороны лингвистов, занимающихся исследованием соответствующих языков.

Сегодня в нашей стране большинство детей представителей коренных малочисленных народов приходят в школу без знания своего этнического языка. Иногда языка не знают и их родители, только их дедушки и бабушки говорят еще между собой на языке предков. Сейчас самое время воспользоваться выработанными в мире и хорошо зарекомендовавшими себя методиками поддержки и сохранения, а иногда и ревитализации (оживления) исчезающих языков.

Это создание «языковых гнезд» (детских садов с полным погружением в язык) для самых маленьких и организация совместной работы знающего язык пожилого человека и более молодого, который, помогая мастеру в повседневных делах, учится у него языку (метод «Мастер – ученик»). Эти методики заслуживают широкого внедрения и поддержки. Но они требуют финансирования, и это по справедливости лежит на государстве.

— Должно ли нас как общество, состоящее из миллионов человек, говорящих на сотнях разных языков, беспокоить исчезновение части из них? Не удобнее будет, если все в пределах страны (а в перспективе — и в мире в целом) будут говорить на одном-единственном языке?

— Т.А.: Наверно, для взаимопонимания было бы идеально всему человечеству перейти на один язык. Но не надо думать, что язык — это всего лишь инструмент, имеющий одну только пресловутую коммуникативную функцию. Каждый язык — это уникальный способ выражения мыслей, в каждом языке отражается уникальная «наивная» картина мира говорящих на нем людей. С утратой любого языка человечество невосполнимо теряет часть своей культуры. Общечеловеческая, общекультурная ценность языка никак не определяется числом его носителей.

— О.К.: Наша цивилизация зародилась и развивается на базе языкового и культурного многообразия. Каждая культура вносит свой вклад в общечеловеческую культуру, в общечеловеческий прогресс. При этом для большей части культур характерна так называемая лингвоцентричность: язык является центром культуры, культура развивается и формируется на языке. Мифы, предания, верования, героический эпос, сказки, истории жизни отдельных людей и история народа, его многовековой опыт, его знания о мире — все это формулируется на языке и на языке передается новым поколениям. Люди тем и интересны друг другу, что они разные и могут поделиться друг с другом тем, чем они друг от друга отличаются, прежде всего, своей культурой, сохраненной на языке. А с исчезновением языка зачастую постепенно размывается и культура.

Что касается антиутопии с единственным на весь мир языком, то это так же мрачно, как мир с единственным видом зверей, единственным цветком и единомыслящими людьми-роботами. Это мир, где останется одна только краска, серая, и одна мелодия, похоронная. Общепринятой сегодня является так называемая гипотеза лингвистической относительности в ее слабой форме: человек воспринимает мир сквозь призму своего языка. Отсюда следует, что, чем больше языков знает человек, тем более объемным ему представляется мир.


***
Напомним также, что в феврале 2022 распоряжением Правительства РФ на территории России был дан старт Международному десятилетию языков коренных народов под эгидой ЮНЕСКО. Кроме того, 2022 год объявлен в нашей стране Годом культурного наследия народов России. Цель его проведения — популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.

Читать также