Как сотрудничают студенты и бизнес

Сегодня студенты взаимодействуют с бизнесом в самых разных форматах: это могут быть как классические практики и стажировки, так и чемпионаты, конкурсы и хакатоны, деловые игры и специализированные курсы. Главное, что объединяет эти форматы, – работа над реальными задачами от производства. Плюсы такого взаимодействия очевидны: студенты получают опыт, в самом вузе улучшается процесс обучения со сдвигом от теории к практике, а в компаниях, помимо решения вопроса «кадрового голода», появляется возможность внедрения новых знаний в жизнь. Подробнее о сотрудничестве студентов и бизнеса – в нашем материале. 

Студенты и бережливое производство 

вгту.jpg

Проектная группа, в которую вошли студенты 3 и 4 курсов Воронежского государственного технического университета, магистрант Московского авиационного института и представители компании «Некст Трейд», занимающейся разработкой и созданием запорной и регулирующей арматуры, решали задачу бережливого производства. Это такой формат управления организацией, при котором контроль качества работы повышается за счет сокращения потерь. Распространяется бережливое производство на все аспекты деятельности – от проектирования до сбыта продукции. 

«Помимо сбора, изучения и структурирования информации, перед проектной группой ВГТУ мы поставили задачу определения “узких мест” и потерь в потоке создания продукции, оцифровки каждого из его этапов через расчет показателей текущего состояния, времени протекания производственного процесса, выработки, производительности, запасов, оборачиваемости, численности», – рассказывает директор по производству ГК «Некст Трейд» Сергей Давыдов.

Сергей Давыдов отмечает, что анализ информации позволил увидеть полную картину текущего и идеального состояния производственного процесса, сформировать перечень проблем и определить план мероприятий по их решению. Результаты проведенных исследований проектная группа презентовала ведущим специалистам ГК «Некст Трейд», а также придумала меры, способные повысить эффективность производства. Например, студенты предложили переформатировать производство для сокращения издержек на логистику. «Полученные рекомендации носят идеальный характер и на данный момент полностью быть выполнены не могут. Но, что важно, молодые люди помогли нам увидеть точки роста и ресурсы для более эффективной нашей работы», – добавил он. 

«Это наш первый опыт сотрудничества в направлении бережливого производства с промышленным предприятием, – поясняет руководитель Центра развития талантливой молодежи, доцент кафедры цифровой и отраслевой экономики ВГТУ Анна Воротынцева. – Перед каждым студентом были поставлены конкретные задачи для исследования производственного процесса. Сейчас мы рассматриваем создание второй проектной группы, которая будет заниматься разработкой системы мотивации сотрудников для включения их в процесс бережливого производства».  

Проект назывался «Повышение эффективности производственного потока изготовления задвижки клиновой серии НТ-ЗК», техзадание представили сотрудники ООО «Некст Трейд». Работа осуществлялась на базе Центра развития талантливой молодежи факультета экономики, менеджмента и информационных технологий.

Студенты и венчурный бизнес 

тпу.jpg

Студент Школы инженерного предпринимательства Томского политехнического университета Геннадий Чипинов выиграл стажировку в компанию «ТехноСпарк» (ФИОП РОСНАНО), которая занимается серийным созданием стартапов. Сейчас Геннадий занимает должность младшего венчуростроителя в компании-разработчике лазеров «Поларус» в наукограде Троицка. 

«Отличие этой стажировки от учебно-ознакомительных практик в том, что это реальная работа в компании с настоящим продуктом. Считаю, что девять месяцев, проведенных здесь, дадут мне не только диплом в виде стартапа, стаж и воспоминания, но и бесценный опыт работы венчуростроителем. На втором курсе я мог об этом только мечтать», – рассказывает студент.

Стажировку Геннадий выиграл после того, как принял участие в деловой игре «Построй компанию/продай компанию». Это 10-часовой интенсив, на котором участники проживают полный цикл развития инновационной индустрии. Попадая в типовые ситуации и ловушки, игроки решают задачи, характерные для реального технологического бизнеса. Модератором игры является искусственный интеллект.

«Мы высоко оцениваем уровень профессиональных компетенций студентов Томского политехнического университета. Они имеют ясный взгляд на широкий круг технологических задач, а также способны быстро и глубоко погружаться в сложный и новый для них предмет. Вкупе с серьезным уровнем инженерных знаний и достаточным количеством практической работы, они могут занять ключевые позиции в развивающихся индустриях будущего», — говорит генеральный директор ТЕН.Эдьюкейшн (входит в группу компаний ТехноСпарк) Андрей Богдашев.

Студенты и биотехнологии 

За несколько месяцев работы в командах студенты должны с нуля реализовать проект и презентовать его заказчикам.jpg

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) одним из форматов взаимодействия студентов с бизнесом стал курс «Основы проектной деятельности». Его проходят второкурсники всех направлений подготовки СПбПУ (это более 4000 студентов). Их задача – за несколько месяцев работы в командах с нуля реализовать проект от идеи до презентации заказчикам. За этот год студенты Политеха уже выполнили 623 проекта.

Победителем в номинации «IT-проекты» стала работа студентов Института прикладной математики и механики СПбПУ «Разработка системы извлечения информации о методиках проведения экспериментов при разработке химических молекул в текстах патентов». Эту задачу студентам поставила биотехнологическая компания BIOCAD.

Для разработки лекарственных средств патентному отделу требуется вручную просматривать большое количество патентов и искать среди них те, которые могут повлиять на ход разработки. «Поиск и анализ определенной группы патентов, а затем и составление отчета может занять у работника компании несколько дней. Поэтому с помощью методов машинного обучения мы разработали систему, которая в значительной мере поможет ускорить процесс поиска и анализа патентов. Наша задача состояла не только в поиске методики проведения эксперимента в тексте патента, но и в классификации этой методики и выводе полученной информации в удобном формате», – комментирует руководитель проекта, студент СПбПУ Артем Бакута. 

Высокую оценку курсу «Основы проектной деятельности» дал Максим Гришин, президент Санкт-Петербургского отделения Project Management Institute (PMI) – одной из ведущих мировых некоммерческих организаций в области управления проектами: «Мне понравилась как сама идея курса “Основы проектной деятельности”, так и ее реализация. Во всех институтах Политехнического университета создана система разработки и выполнения проектов, причем на младших курсах, что само по себе редкость. Лучшие проекты рассматривались на конкурсе по четырем номинациям, что дает широкие возможности участникам реализовывать свои идеи без ограничений. Увидел несколько действительно интересных проектов, которые надо развивать и поддерживать». 

В 2020 году в рамках курса «Основы проектной деятельности» поступила 171 задача от 86 внешних заказчиков Robert Bosch, АО «Robbo», ПАО «Магнит», ПАО «Северсталь», ООО «АйБрейн», Государственный Эрмитаж, ООО «Робовизард», HeadHunter, МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», ЛЕНПОЛИГРАФМАШ, ПАО «Газпром-нефть», МАРС и другие. 

Читать также