Открыт ген наследственной слепоты

Ученые выяснили, что причиной развития наследственной слепоты являются мутации в гене DNAJC30. Они характерны для восточно-европейских популяций, наследуются по аутосомно-рецессивному типу: родители пациентов являются здоровыми носителями мутации, а пациент, получивший по одной поврежденной копии гена от каждого из них, заболевает.

Наследственная слепота или, как ее называют офтальмологи, наследственная оптическая нейропатия Лебера (НОНЛ) – заболевание взрослых, проявляющееся потерей центрального зрения на обоих глазах. Средний возраст начала заболевания – 28 лет. НОНЛ относится к редким, орфанным заболеваниям и встречается у одного из 30 тысяч жителей планеты. По данным офтальмологов, около 20% пациентов с клинической картиной НОНЛ оставались без молекулярного подтверждения диагноза, у них не удавалось обнаружить мутацию в митохондриальном геноме, которая обычно приводит к этому заболеванию.

Международное исследование по поиску новых генов НОНЛ стартовало в 2018 году. Научная группа включала биохимиков, генетиков, офтальмологов из 34 институтов, в том числе Медико-генетического научного центра имени академика Н.П. Бочкова, НИИ глазных болезней и Института нейрогеномики Центра Гельмгольца в Мюнхене.

Выборка включала 33 пациента с клиническими проявлениями НОНЛ, из которых 16 выявлено в России, также пациенты выявлены в Румынии, Германии, Италии, на Украине. Пациентам с неподтвержденным диагнозом провели секвенирование экзома – всех генов, кодирующих белки. В результате выявили изменения в новом гене – DNAJC30, его функция ранее не была изучена.

Ученые показали, что продукт этого гена, белок DNAJC30, является шапероном дыхательной цепи митохондрий. Шапероны – это белки, помогающие формированию правильной конформации, третичной структуры других белков. Отсутствие из-за мутации белка DNAJC30 приводит к тому, что в митохондриях накапливаются нефункциональные белки, это нарушает дыхательную цепь митохондрий клеток, что приводит к развитию клинической картины заболевания.

«Это первый ядерный ген, который выявлен при заболевании, причиной которого до это момента считались только нарушения ДНК митохондрий. Это открытие исключительной важности, меняющее концепцию молекулярной диагностики оптической нейропатии Лебера, медико-генетического консультирования семей, в которых есть пациенты с данным заболеванием», – сообщил директор Медико-генетического научного центра Сергей Куцев.