На Новой Земле найдены микроводоросли для создания новых антибактериальных препаратов

Ученые Арктического плавучего университета обнаружили на Новой Земле одноклеточные водоросли Chlamydomonas nivalis. Они содержат органические соединения, которые могут применяться при создании профилактических и лекарственных средств.

В Северном Ледовитом океане на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» работает экспедиция «Арктический плавучий университет 2022: Меняющаяся Арктика». В научной программе рейса - восемь направлений, в том числе микробиологическое. В ходе высадки в заливе Иванова на Северном острове архипелага Новая Земля были обнаружены водоросли Chlamydomonas nivalis, придающие снегу красноватый или розовый цвет.

«Водоросли Chlamydomonas nivalis обитают в многолетних снегах Арктики и Антарктики. Они растут очень медленно и встречаются достаточно редко, найти их непросто. Если бы эти микроводоросли росли повсеместно, все фотографии из Арктики и Антарктики были бы в розовом свете, как будто мы смотрим на них в розовых очках. Но мы отлично знаем, что это нет так. Арктика белая, и красный либо розовый снег сразу бросается в глаза. Из пяти высадок на Новой Земле лишь во время одной, причём последней, в заливе Иванова мы нашли Chlamydomonas nivalis. На южном склоне каньона реки - красный снег, на северном - ярко-белый, то есть там водорослей нет. В принципе, подобные водоросли имеются в научных коллекциях. Однако интерес представляют именно природные, а не мутантные, музейные штаммы. Природные образцы всегда более активны, а те, что долго находятся в лабораториях, теряют свои свойства», — рассказывает доцент кафедры микробиологии и вирусологии Российского университета дружбы народов Надежда Сачивкина.

Эти микроводоросли содержат терпеноиды — альфа-каротин, бета-каротин и дзета-каротин. Создание профилактических и лекарственных средств на основе терпеноидов, обладающих антибактериальными и антимикотическими свойствами — актуальная задача современной науки. Каротиноиды из водоросли Chlamydomonas nivalis в таком аспекте еще не применялись.

«Ранее мы уже выделяли терпеноиды из других растительных экстрактов, цветков липы, например. Одноклеточные водоросли с Новой Земли я доставлю в лабораторию РУДН в двух видах. Снег в пробирках и фильтрат из растопленного снега, то есть осевшие на фильтре после таяния снега водоросли. Первая задача — убедиться, что найденные водоросли обладают антибактериальными свойствами. Активное вещество может использоваться в качестве самостоятельного антибактериального средства или как добавка к существующим препаратам, чтобы усилить их действие или обойти резистентность. Еще одна задача, требующая огромного труда, — подобрать свойства для выращивания микроорганизмов в лаборатории», — поясняет Надежда Сачивкина.

Микробиологическому направлению в этом году уделяется особое внимание. В команду микробиологов «Арктического плавучего университета 2022» помимо Надежды Сачивкиной входят заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов Института экспериментальной медицины Артемий Гончаров и старший научный сотрудник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Павел Назаров.

«Высокие широты отличаются огромным разнообразием микроорганизмов, которые до сих пор не изучены и могут быть потенциально использованы для создания новых лекарств, а также для поиска бактериофагов - вирусов, способных побеждать устойчивые к антибиотикам бактерии. Резистентность, то есть устойчивость к антибиотикам, признана одной из главных проблем современной медицины», — подчеркивает руководитель экспедиции Александр Сабуров.

Напомним, что движение плавучих университетов в последние годы активно развивается при поддержке Минобрнауки России. В этом году экспедиции работают или планируются в Баренцевом, Черном и Карском морях, на Балтике, Байкале и Волге.