Ученые исследовали источники незаменимых полиненасыщенных жирных кислот в глубоководной мегафауне

На фото: многощетинковый червь (полихета) вид Travisia sp.

Дальневосточные ученые рассмотрели состав жирных кислот глубоководных отложений, детрита (мелких органических частиц), бактерий, простейших, макро- и мегафауны Охотского моря. Развитие исследований в этом направлении поможет в разработке новых лекарственных и профилактических препаратов. Работа выполнена сотрудниками подведомственного Минобрнауки России Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения (ННЦМБ ДВО) РАН.

Абиссальные (глубоководные) экосистемы, расположены на глубине 3000-6000 м и занимают почти 55% поверхности Земли. Там довольно стабильные условия: высокое гидростатическое давление, соленость, содержание кислорода и низкая температура воды.

В таких экосистемах существует два основных пути поступления полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК): поток детрита из зоны фотосинтеза и гетеротрофное производство многоклеточными и, возможно, гетеротрофными организмами.

Полиненасыщенные жирные кислоты способны поддерживать сердечно-сосудистую систему человека в здоровом состоянии, а также усиливают его устойчивость к воздействию радиационных элементов и к различным инфекциям, например, ОРВИ.

Наиболее важный источник производства ПНЖК — гетеротрофные простейшие, которые имеют высокую биомассу в глубоководных местах обитания и способны к синтезу необходимых жирных кислот из низкокачественного детрита и бактерий.

Основные представители простейших в абиссальной зоне — фораминиферы. В составе ПНЖК фораминифер из разных мест всегда доминирует арахидоновая кислота. Участие круглых червей-нематод в глубоководном синтезе полиненасыщенных жирных кислот оценить еще сложнее, поскольку у них нет специфических маркерных кислот. Тем не менее нематоды способны синтезировать ПНЖК в лабораторных экспериментах, а также в глубоководных отложениях без каких-либо источников ПНЖК. Имея короткий срок жизни и образуя значительную биомассу, нематоды улучшают питательную ценность донных отложений для всего мейобентоса (мелких донных организмов).

Все исследования по составу жирных кислот основных групп глубоководной мегафауны, таких как Echinodermata (голотурии, морские звезды, морские ежи и офиуры), Mollusca (брюхоногие моллюски) и Polychaeta, показали высокий уровень ПНЖК (40-50%). По мнению ученых, состав жирных кислот зависит скорее от типа питания, чем от таксономического (систематического) положения беспозвоночных.

На фото: морской еж Камптосома — представитель класса иглокожих, обитающий в глубинах соленых вод Тихого океана

«Основываясь на присутствии различных полиненасыщенных жирных кислот или их соотношениях, а также на наличии жирных кислот, характерных для бактерий или зоопланктона, можно судить о том, какой тип питания представлен у разных таксонов», — говорит доктор биологических наук, научный руководитель Лаборатории сравнительной биохимии ННЦМБ ДВО РАН Василий Светашев.

По словам авторов, в этой работе определены источники незаменимых полиненасыщенных жирных кислот в глубоководной мегафауне (организмах, обитающих на очень больших глубинах). Развитие исследований в этом направлении даст много интересного, как в фундаментальном плане, так и обеспечит прикладные результаты для разработки новых лекарственных и профилактических препаратов.

Исследования проводились при финансовой поддержке Минобрнауки России, их результаты опубликованы в журнале MARINE DRUGS.