Российские ученые обнаружили два новых вида диатомовых водорослей

Российские ученые описали новые виды диатомовых водорослей рода Meridion — Meridion tenuipes и Meridion humerosum. Полученные данные показали, что представители этого рода могут обитать исключительно на территории Северной Америки. Работа выполнена сотрудниками подведомственного Минобрнауки России Института проблем экологии и эволюции (ИПЭЭ) имени А. Н. Северцова РАН и Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

«Диатомовыми» называют одноклеточные водоросли, которые обладают кремнеземным панцирем. Их единственная клетка покрыта двумя крышечками (створками), которые соединяются между собой. Кремнеземный панцирь по составу близок к стеклу, что способствует широкому применению этих водорослей в различных отраслях — от медицины до косметологии.

Согласно оценкам экспертов в мире существует до 300 тыс. видов диатомовых водорослей, однако на данный момент описана только их малая часть — около 20 тыс.

«Как правило, новые виды описывают из проб, отобранных в удаленных регионах, куда сложно попасть в силу транспортной или иной недоступности. Диатомовые водоросли обитают на разных субстратах (поверхностях), в водных и наземных экосистемах, поэтому исследователь, оказавшийся в месте, где диатомовая флора не изучена или изучена слабо, заинтересован в отборе как можно большего числа различных образцов. Помимо количества и качества собранного материала, существуют и определенные сложности с идентификацией таксонов (видов), которая происходит путем сравнения особенностей строения их створок», — рассказывает сотрудник лаборатории экологии водных сообществ и инвазий ИПЭЭ РАН Алиса Неплюхина.

Новые виды диатомовых водорослей были обнаружены учеными в одном из пресных водоемов острова Уналашка (Алеутские острова). Методом сканирующей электронной микроскопии, позволяющем увидеть изображения в 25 тыс. кратном увеличении, они установили, что внешний вид створок найденных образцов значительно отличается от остальных представителей рода Meridion. Так, нижняя часть створки Meridion tenuipes, которого авторы прозвали «узконогим», характеризуется большой длиной и оттянута вниз. А створка Meridion humerosum («плечистый») заметно расширяется в нижней области головного конца.

Большинство представителей рода Meridion на данный момент были найдены только на территории Северной Америки. Такие виды, которые обитают на определенных территориях и имеют ограниченный ареал, называются эндемиками. Ученые предполагают, что новые таксоны также являются эндемиками острова Уналашка, поскольку находки из других регионов пока отсутствуют.

По словам авторов, проблема сохранения биоразнообразия с каждым годом становится актуальнее. Но для фиксации изменений в исходном биоразнообразии экосистем необходимо проводить базовую оценку и подсчет общего количества видов живых организмов, обитающих на тех или иных территориях. По этой причине изучение, описание и мониторинг флоры и фауны, как одной из фундаментальных задач биологической науки, решает эту проблему.

«Диатомовые водоросли являются одним из ключевых объектов, используемых при проведении оценки качества вод и мониторинга состояния экосистем во всем мире, поэтому описание новых таксонов, наряду с пониманием особенностей их экологии, дополняет наши знания и расширяет используемый инструментарий», — сообщает Алиса Неплюхина.

Результаты работы опубликованы в одном из международных научных изданий.