Две экспедиции «Арктического плавучего университета» отправляются в полярные моря

Наука


Автор фото: Юлия Смирнова

Научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» с учеными и студентами на борту отправилось к Новой Земле, а научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» готовится к рейсу к Земле Франца-Иосифа. Участники рейсов будут исследовать моря, побережья и острова Северного Ледовитого океана.

Для «Арктического плавучего университета» это уже 11-й сезон. Проект возник в 2012 году и с тех пор успешно развивается. Он включен в план мероприятий Председательства России в Арктическом Совете, и это не случайно, подчеркнул Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«Северные широты невозможно изучать в одиночку — только совместная научная работа и образовательные проекты станут основой для освоения Севера», — отметил он.


Автор фото: Юлия Смирнова

Что будут исследовать научно-образовательные экспедиции

Научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» уже вышло из Архангельска к островам Колгуев и Вайгач, Новой Земле и Оранским островам. На борту 55 ученых, аспирантов и студентов из вузов и научных организаций разных городов России. Рейс продлится три недели.

На 4 июля запланирован старт второй экспедиции «Арктического плавучего университета» на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов» — к Ямалу и Таймыру, островам Карского моря и архипелагу Земля Франца-Иосифа. Рейс рассчитан на 33 дня, в нем примут участие 17 исследователей и студентов.

Таким образом, в полярных морях — Белом, Баренцевом и Карском — будут одновременно работать две научно-образовательные экспедиции, в которых молодые ученые получат знания и навыки исследовательской работы в реальных условиях северных морей.

«Важно, что нам удалось организовать в этом году сразу две экспедиции. Это значит, что будет проведено больше важных и полезных для российской Арктики исследований», — говорит руководитель экспедиции «Арктического плавучего университета», директор Института стратегического развития Арктики Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) имени М. В. Ломоносова Александр Сабуров.

Новая Земля, острова Вайгач и Колгуев, куда отправилось судно «Профессор Молчанов», — традиционный район исследований ученых Плавучего университета. Особенную ценность имеют мониторинговые исследования: они позволяют увидеть, как меняются экосистемы (птичьи базары, например), экология (в том числе загрязнение микропластиком и морским мусором) и климат Арктики — региона, где глобальное потепление идет самыми быстрыми темпами.

Острова Карского моря (Уединения, Известий ЦИК), через которые проходит маршрут экспедиции «Михаила Сомова», мало изучены. А работы на Земле Франца-Иосифа имеют не только научное, но и символическое значение: в этом году исполняется 150 лет со дня открытия этого архипелага.


Автор фото: Юлия Смирнова

«Будет проведено много прикладных исследований. В частности, представители САФУ изучат влияние космической погоды в приполярных областях на работу малых космических аппаратов. Один из студенческих проектов — испытания управляемого подводного робота в реальных условиях Арктики: как он будет реагировать на низкие температуры, возможна ли эксплуатация в ледовых условиях. В обеих экспедициях будут изучать биотехнологический потенциал арктических микроорганизмов, в том числе участвующих в биодеградации нефтепродуктов. Мы надеемся, что эти работы найдут прикладное применение для ликвидации последствий загрязнения окружающей среды», — поделился подробностями Александр Сабуров.

Важнейшие научные результаты микробиологи рассчитывают получить на Таймыре, в местах находок мамонтовой фауны в устье Енисея. Здесь будут проведены исследования плейстоценовых микробных сообществ, новые данные о них необходимы для оценки биологических рисков, связанных с вытаиванием древних патогенов из вечной мерзлоты.

Среди участников экспедиций — ученые и студенты из Архангельска, Москвы (МГУ имени М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Института географии РАН и других организаций), Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургского государственного университета, Арктического и Антарктического НИИ, Российского государственного гидрометеорологического университета и других), Норильска, Перми, Саратова, Сыктывкара.

Организуют экспедиции САФУ имени М. В. Ломоносова и Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, Правительства Архангельской области, Русского географического общества, Национального парка «Русская Арктика», Банка ВТБ, ПАО «Новатэк», и ПАО ГМК «Норильский Никель».


Автор фото: Юлия Смирнова

Проект «Плавучий университет»

Плавучий университет — уникальная российская образовательная технология, реализующая принцип «Обучение через исследования». Она активно развивается в последние годы при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Ассоциации плавучих университетов. Последние два года на площадках вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Владивостока, Астрахани, Севастополя и Ростова-на-Дону проходит Зимняя школа Плавучего университета, которая позволяет подготовить к научным экспедициям студентов и молодых ученых.

В навигацию 2023 года, кроме двух рейсов «Арктического плавучего университета», запланированы также экспедиции по программе Плавучих университетов в Карское море, Тихий океан, на Балтику и в тропическую Атлантику.

Напомним, что движение плавучих университетов в последние годы активно развивается при поддержке Минобрнауки России в рамках национального проекта «Наука и университеты».

Национальный проект «Наука и университеты» направлен на привлечение талантливой молодежи в науку, повышение вовлеченности профессионального сообщества в эффективное решение стратегически важных вопросов в научной сфере, а также формирование у граждан страны полного представления о прорывных достижениях российской науки при поддержке государства, научного сообщества и бизнеса. Согласно целям нацпроекта, Россия должна войти в пятерку ведущих стран, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.

Читать также