Российские ученые нашли новый вид паразита пресноводных рыб в бассейне озера Байкал

В ходе мониторинга паразитофауны рыб бассейна озера Байкал ученые обнаружили новый вид паразита – миксоспоридии. Он локализовался в жабрах карася серебряного. Исследование провели ученые подведомственного Минобрнауки России Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН (ИОЭБ СО РАН), Санкт-Петербургской академии ветеринарной медицины и Бурятского государственного университета вместе с коллегами из Китая.

Миксоспоридии – сверхразнообразная группа древних многоклеточных эндогенных паразитов-космополитов со сложным циклом развития и оригинальной морфологией.

«Эти паразиты обладают высокой скоростью эволюции, обширной диверсификацией видов, потерей множества генов, ответственных за метаболические процессы у многоклеточных организмов», – пояснила Марина Батуева, старший научный сотрудник лаборатории паразитологии и экологии гидробионтов ИОЭБ СО РАН.

По словам ученой, биоразнообразие миксоспоридий сильно недооценивается, ведь каждый вид рыбы потенциально может быть специфичным хозяином для нескольких видов этих паразитов.

Миксоспоридии паразитируют в организмах ценных промысловых рыб и могут стать их патогенами. При этом средств борьбы с ними до сих пор не существует.

Российские ученые использовали комплексные методы при описании обнаруженного нового вида паразитов – миксоспоридии Myxobolus zhaltsanovae n. sp. Ранее при определении спор морфологическими методами его принимали за паразита карпа (M. musseliusae) и паразита плотвы (M. diversicapsularis), имеющих округлые споры и неравные полярные капсулы. Из-за этого у видов был широкий круг хозяев и различная тканевая локализация. Использование молекулярных методов позволило подтвердить, что миксоспоридии Myxobolus zhaltsanovae n. sp. предпочитают хозяина одного вида и локализуются строго в определенной ткани органа.

«Использование молекулярных методов исследования выявило, что биоразнообразие миксоспоридий сильно недооценивается, каждый вид рыбы потенциально может быть специфичным хозяином нескольких видов миксоспоридий. В мире растет число публикаций, описывающих новые виды, особенно у рыб из тропических и экваториальных поясов Земли», – рассказала Марина Батуева.

Исследование, результаты которого были опубликованы в одном из ведущих международных журналов, стало продолжением многолетней работы ученых ИОЭБ СО РАН по изучению разнообразия и распространения паразитов в водных экосистемах Байкальского региона. Проект получил финансовую поддержку Минобрнауки России.